Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Эрдоган во вторник, 27 августа вместе посетили российский авиасалон МАКС, проходящий по традиции в подмосковном Жуковском. Знакомясь с новейшими образцами российской авиационной техники, главы двух стран уделили особое внимание главной новинке российской оборонки последних двух лет – истребителю пятого поколения Су-57, который на этапе разработки назывался не очень благозвучной аббревиатурой ПАК ФА («Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации»).
Экскурсия от первого лица
Су-57 считается главным российским ответом на американские истребители пятого поколения – F-22 Raptor и F-35 Lightning II. На этапе разработки российские чиновники и эксперты заявляли, что для российской авиации эта машина слишком дорога, а потому будет в основном производиться на экспорт. Однако весной нынешнего года риторика в корне изменилась: после решения Владимира Путина увеличить закупку этих машин до 76 штук и укомплектовать ими три полка истребительной авиации, представители Минобороны стали утверждать, что пятьдесят седьмые на экспорт в обозримом будущем не пойдут. Изменится ли риторика военного ведомства вновь, уже после переговоров Путина с Эрдоганом – пока неизвестно.
Помимо Су-57, президенты также осмотрели истребитель Су-35. Эта машина относится к поколению 4++ и в настоящее время считается вершиной российского военного экспорта. В отличие от Су-57, который в определенной степени является еще довольно сырой моделью и потому страдает от некоторых «детских болезней», Су-35 находятся в эксплуатации уже не первый год и прекрасно себя зарекомендовали.
Также главы государств познакомились со средним вертолетом Ка-62, его тяжелым собратом – Ми-38, и с самолетом-амфибией Бе-200. При этом Путин лично рассказал турецкому коллеге о характеристиках этой машины. После этого главы государств поднялись на борт гражданского самолета МС-21: они прошлись по салону и осмотрели кабину лайнера.
Примечательно, что накануне стало известно о том, что власти Филиппин рассматривают возможность покупки этих самолетов.
«Есть намерение найти филиппинских партнеров, которые могли бы ввезти в страну российские самолеты, использующиеся в туризме или при оказании чрезвычайной помощи... Сейчас предлагаются модели Sukhoi, Бе-200 и МС-21», – заявил журналистам исполнительный директор по развитию промышленности филиппинского совета инвестиций Коразон Х. Дичоса.
МАКС-2019: что новенького
На выставке МАКСа в этом году представлена продукция 827 компаний из 33 стран мира. Мероприятие началось 27 августа и продлится до 1 сентября. Организаторы салона сообщали, что главными новинками этого года должны стать Су-57 и легкий военно-транспортный самолет Ил-112В, оба в экспортном исполнении. Также широкая публика сможет впервые наблюдать полеты новейшего российского пассажирского среднемагистрального лайнера МС-21 (сегодня он совершил свой первый демонстрационный полет); состоится на МАКСе и первый публичный показ нового российского топливозаправщика Ил-78М-90А. Это единственный самолет такого класса, созданный за весь постсоветский период. Предполагается, что со временем Ил-78М-90А станет основным самолетом-заправщиком военной и специальной авиации РФ.
Большая часть экспозиции подготовлена концерном «Алмаз-Антей». В частности, на его стендах представлена информация об интегрированных ракетных системах «Калибр-ПЛЭ» и «Калибр-НКЭ», предназначенных для вооружения подводных лодок и надводных боевых кораблей.
Впрочем, на выставке присутствует не только летающая техника, но и средства, которые летать не позволяют. Так, посетители авиасалона смогут увидеть зенитно-ракетные комплексы С-400 «Триумф» и «Антей-2500», C-350 «Витязь», «Викинг» и целое семейство «Торов».
Всего на МАКСе в этом году представлено 250 образцов авиационной техники, 40 из которых публика увидит впервые.