К школе будущего готовы!

Как Москва меняет систему образования 

В начале недели в Москве прошло одно из самых масштабных мероприятий в сфере образования – ежегодный августовский педсовет. В этом году в нем участвовало почти пять тысяч человек - преподавателей школ, вузов, представителей власти. Еще 100 тысяч человек наблюдали за мероприятием по видео-трансляции в интернете.

Большой интерес к событию объясняется просто - в столице идут серьезные перемены в сфере образования. Впереди новый учебный год. Что ждет в нем учеников и преподавателей? Ответ на этот вопрос дал мэр Сергей Собянин. На открытии педсовета он высказал свое мнение об изменениях последних лет и поделился планами города на будущее.

Вузы завидуют школам

Мэр сразу заметил, что цель стоит – сделать систему образования в столице не только передовой в России, но одной из лучших в мире. Главным подспорьем в этом он видит совместную работу педагогов, родителей, власти. Такая работа, к слову, идет уже три года. И начиналось все непросто.

«Были абсолютно разные мнения: многие считали, что московское образование замечательно и прекрасно и менять в нем ничего не нужно, другие, наоборот, требовали радикальных перемен, - вспомнил споры трехлетней давности градоначальник. – В итоге мы пошли по среднему пути: последовательно и системно улучшали работу наших школ, всей системы образования Москвы. Начинали с изменения системы финансирования школ, оплаты труда учителей, улучшения материальной базы, вводили системы электронного обучения».

Одним из ярких примеров технического обновления мэр считает рекордное – более 160 тыс. - количество ноутбуков и компьютеров в московских школах.

«По этому показателю, думаю, мы занимаем первое место в мире, - отметил Сергей Собянин. - Это, конечно, даёт дополнительные возможности для работы московского образования».

Другой результат – заметно выросли доходы учителей. Средняя зарплата в школах, по словам мэра, приблизилась к 70 тысячам рублей, из-за чего «многие преподаватели высших учебных заведений уже завидуют московским школам».

Важные изменения произошли в системе самоуправления московских школ.

«Мы создали советы, в которые вошли и преподаватели, и учащиеся, и родители, - сказал мэр. – В итоге появилась новая система общественного контроля, а также взаимодействия педагогических коллективов с учащимися и родителями, выработки совместной стратегии развития конкретных образовательных учреждений».

Отметил глава города и серьезный контроль за работой системы со стороны Департамента образования Москвы. Похвалил структуру за серьезное кадровое усиление школ, когда многие считали, что прежних директоров менять совсем не обязательно.

«За три года сменились десятки руководителей школ, что дало импульс к приходу новых людей в систему образования с сохранением лучших педагогических кадров, которые были в Москве» - рассказал Собянин.

Среди важных результатов он отметил изменения и в количестве школ: «Вместо 3,5 тысяч разрозненных образовательных учреждений создано около тысячи крупных современных образовательных комплексов».

О том, правильными были такие изменения или нет, мэр предложил судить по результатам прошедшего учебного года. Например, по количеству победителей Всероссийской олимпиады школьников, «где сложно что-либо подтасовать или подделать».

Число победителей по сравнению даже с «урожайным» предыдущим годом увеличилось ровно в два раза. Причем, москвичи составили треть всех победителей всероссийских олимпиад!

«Сильных школ, которые дают хорошее, добротное образование, в Москве увеличилось в разы, - отметил Собянин. - Если мы в начале пути имели несколько десятков первоклассных учебных учреждений, несколько десятков хороших и огромное количество посредственных, то сегодня больше половины находится на очень высоком уровне. Среди топ-500 российских школ, 89 — московские. Думаю, с учётом тех преобразований, которые мы проведем в ближайшее время, это число увеличится еще больше. Но мы не гонимся за цифрами, не «натаскиваем» специально наши школы и не работаем над рейтингами. Потенциал московских школ показывает уровень подготовки наших учеников».

Мэр напомнил последний результат ЕГЭ, когда был введен самый жесткий контроль за всю историю этой системы экзаменации. Так по количеству отличников столичные школы почти в два раза обогнали средне-российские, а по числу высокобалльников — более чем в три раза.

«Это уже серьёзные объективные оценки тех процессов, которые происходят в московском образовании», - заметил мэр.

Пятидневка вернется!

Отдельно градоначальник коснулся и развития системы дошкольного образования, которая, по сути, стала частью общеобразовательной системы.

«С учётом того, что в Москве ежегодно поступают вновь в систему образования около 100 тысяч ребятишек, конечно, требуется и подготовка, строительство новых детских дошкольных учреждений, новых школ, - сказал он. - В этом году мы введём около 90 зданий, что поможет решить проблему с очередями и в школы, и в детсады. Также впервые на 100 процентов обеспечим не только желающих привести своих детей с трёх до семи лет в дошкольные учреждения, но и с двух с половиной лет».

На этом, по словам мэра, город не остановится.

«Правительство Москвы будет по-прежнему уделять первоочередное внимание сфере образования, - пообещал он педагогам. - Мы будем вкладывать сотни миллиардов в развитие образования, открывать новые детские сады, школы, укреплять материально-техническую базу. В этом году завершатся интеграционные внутренние процессы, которые дадут ещё большую синергию развития. Будут внедряться новые образовательные технологии, электронные учебники, создаваться школы новых технологий».

Также, по словам градоначальника, школы будут наращивать взаимодействие с московскими вузами.

«Порядка 90 процентов выпускников наших школ так или иначе поступают в вузы, и взаимодействие с ними в профессиональной ориентации школьников, конечно, крайне необходимо для системы образования, - считает Сергей Собянин. - Те эксперименты, которые мы начали проводить в последние годы, должны стать системой отношений вузовского сообщества, лучших университетов Москвы и столичных школ».

Стандарты обучения, по словам мэра, в первую очередь должны отвечать требованиям родителей и учеников.

«Не так давно с помощью интерактивного взаимодействия с городской общественностью мы провели опросы по таким важным направлениям, как внедрение пятидневки в школах, создание единых планов обучения и введение единого графика каникул. Получили подавляющую поддержку москвичей. Поэтому будет правильно, если в этом году практически все школы перейдут на пятидневную систему обучения, конечно, с сохранением качества обучения, и на единые дни проведения школьных каникул, так, чтобы родители могли спланировать свой отдых вместе с детьми, несмотря на то, что они могут учиться в различных учебных заведениях. Подобные изменения, как и продолжение нашей большой кропотливой работы, необходимы, чтобы столичное образование оставалось конкурентным».

Помимо спроса с учителей и школ за качество обучения, считает глава города, нельзя забывать и о поощрениях. Поэтому мэр решил с этого года увеличить сумму грантов для школ и педагогов почти в полтора раза и довести её до миллиарда рублей. Также появилось звание заслуженного московского учителя.

Глава департамента образования Исаак Калина пояснил, что решением мэра гранты третьей степени увеличились с 2,5 до 4 миллионов. Гранты второй степени — с 5 до 7 миллионов, гранты первой степени — с 7 миллионов до 10 миллионов рублей. Очередные награды лучшим работникам и коллективам были вручены на педсовете.

В завершении своего приветствия, Сергей Собянин напомнил о еще одном важном событии, которое ждет москвичей в сентябре. «Нам предстоит на пять лет избирать Московскую городскую Думу в составе 45 человек, это самый большой состав за последние годы, - отметил градоначальник. - И конечно, для системы образования и для всего города чрезвычайно важно, какой качественный состав будет в этой Московской городской Думе, насколько он будет понимать, знать и чувствовать проблемы московского образования. Насколько он будет умело решать те проблемы, которые стоят перед городом и перед вами. Поэтому я прошу вас проявить активную гражданскую позицию, прийти на выборы и отдать голоса за лучших кандидатов».

Управлять по-новому

О результатах изменений и эффективности новой системы самоуправления в школах рассказал директор Московского института развития образования Антон Молев.

По его словам столичные школы переживают масштабную трансформацию. Но основной этап пройден. Это изменение системы финансирования, оплаты труда, формирование крупных образовательных многопрофильных центров. Появились и принципиально новые организационно-управленческие инструменты. Резко вырос уровень свободы школ, самостоятельности принятия решений.

Повысилась и прозрачность: в школах появились электронные журналы и дневники, на официальных сайтах - полные отчёты о работе образовательных учреждений. Острые вопросы образования теперь обсуждаются на еженедельном видеоселекторе, который смотрят не только директора и учителя, но и родители с учениками в Москве, регионах и даже за рубежом.

Активно участвуют родители и в работе управляющих советов, которые созданы при каждой школе. «Но не нужно их путать их с традиционно-привычным родительским комитетом, здесь есть ключевые отличия, - заметил Антон Молев. - В школах, где управляющие советы в полном объёме осознают и выполняют своё предназначение, мы можем наблюдать позитивное и качественное решение всех поставленных задач».

По словам эксперта, для стандартизации деятельности управляющих советов в Москве была создана некоммерческая организация «Доверие. Партнерство. Право». Ее учредителями стали три московские школы с богатым опытом эффективного общественного управления.

«Вынесенные в название организации три слова «Доверие. Партнерство. Право» мне представляются весьма точными, они определяют основные параметры стандарта, который планируется выработать», - отметил Антон Молев. Он также добавил, что основным условием эффективного и продуктивного сотрудничества школы и родительской общественности выступает взаимное доверие основанное на равноправных партнерских отношениях.

По словам Молева (он также является руководителем новой структуры) основная задача организации – создание полного пакета базовых и типовых нормативно-правовых документов, которые смогут регулировать деятельность управляющих советов. Также задача – обучать членов советов юридическим тонкостям, готовить к процедуре

общественной аккредитации помогать при каких-либо конфликтных ситуациях, которые могут возникнуть в процессе работы.

«Уже сейчас мы можем наблюдать среди активных членов и среди председателей советов школ города Москвы людей, обладающих серьёзным социальным опытом, авторитетом среди москвичей, - сказал эксперт. - Совершенно убеждён, что эта тенденция должна получить своё активное развитие. Только сильная, самостоятельная, ответственная школа, открытая партнёрским отношениям, предъявляющая обществу участие в управлении, может с уверенностью рассчитывать на активное взаимное доверие и уважение со стороны общества».

Идея создания подобной организации получила поддержку мэра Москвы.

«Управляющие советы - это важнейшее звено управления образования, - пояснил Сергей Собянин. - Школьники и родители являются главными заказчиками, они и оценивают нашу работу. Поэтому мы должны в значительной степени ориентироваться на их запросы и оценку. Управляющие советы – это элемент системы управления школой, а не просто оценка».

Оценка народных экспертов

Свое мнение о «народном управлении» высказала председатель общественного совета при Департаменте образования города Москвы Нина Минько. «Каждый раз, когда на телевидении показывают репортаж с заседания Общественного совета МВД страны, мы видим как проблемы ведомства обсуждают известные учёные, политики, артисты. И с большим интересом узнаем их позицию по волнующим всех вопросам. Ровно такой совет в прошедшем учебном году создан при Департаменте образования города Москвы. У нас тоже журналисты, учёные, артисты. И неважно, чем занимаются члены общественного совета, где они работают, в фокусе у нас одно — это те изменения, которые за последние годы идут в системе образования города. Совет ещё очень молод, и о его полезности говорить пока рано. Но темпы изменений, которые проходят в образовании, заставляют нас собираться на обсуждения в два раза чаще, чем это прописано в положении совета».

Среди главных положительных изменений Нина Минько отметила то, что Москва перестала финансировать школы по их статусу, а сами учебные учреждения стали более самостоятельными и открытыми.

«За три с половиной года пришла справедливость и прозрачность распределения финансовых и материальных ресурсов между школами. Мы получили свободу и самостоятельность в управлении этими ресурсами. Сегодня Москва выстроила многоступенчатую открытую процедуру отбора и назначения на должность руководителей школ, заседания аттестационной комиссии в открытом доступе, а конкуренция за место в школе налицо. У руководителей школ города сегодня достойнейшая зарплата, в том числе в зависимости от уровня зарплаты педагогов. Школа сегодня получает целевую субсидию на дополнительное профессиональное образование».

Последнее, по словам председателя общественного совета, особенно важно – поскольку растущие образовательные потребности семьи, по ее мнению, нередко обгоняют возможности столичных педагогов. Но это пока. Задача города – устранить этот разрыв и полностью отвечать всем запросам общества. Насколько это удается – покажет очередной учебный год.

Цифры:

160 тысяч – количество компьютеров и ноутбуков в столичных школах.

67 тысяч рублей - достигла средняя зарплата учителей Москвы.

10 миллионов руб – размер городского гранта первой степени лучшим учебным учреждениям.