В гостях у «Труда» - чемпионка мира по прыжкам в высоту Светлана Школина
Россиянка Светлана Школина стала победительницей очередного этапа «Бриллиантовой лиги». И этот успех уже не выглядит неожиданным в отличие от ее недавней победы в Москве на чемпионате мира, где многие специалисты заранее отдавали пальму первенства в прыжковом секторе Анне Чичеровой. Корреспондент «Труда» побеседовал с новой королевой высоты.
— Светлана, в последнее время победы идут с вами рука об руку. Можете назвать этот сезон самым успешным в спортивной карьере?
— Пожалуй. Нынешний сезон в турнирном отношении оказался действительно очень удачным. И это несмотря на то, что личный рекорд мне не удалось улучшить — лишь повторить.
— И когда же теперь от чемпионки следует ждать прогресса в результатах?
— На чемпионате мира в Москве я была хорошо готова, но планку на высоте 2 метра 5 сантиметров атаковала уже в ранге победителя. Настроиться на личный рекорд было очень непросто. Сейчас, на этапе «Бриллиантовой лиги» мне даже удалось победить с результатом 1 метр 98 сантиметров — опередила соперницу Аню Чичерову за счет меньшего количества затраченных сил на малых высотах. А еще через два дня показать хороший результат на турнире в немецком городе Эберштадте помешал дождь. Но я рада, что и здесь мне удалось победить сильных соперниц. Конечно, хотелось бы демонстрировать более высокие прыжки, но, наверное, победы не менее важны.
— Давайте вспомним золотые для вас мгновения чемпионата мира. Прыжки в высоту были одним из последних видов программы. Это облегчило или осложнило выступления?
— Скорее осложнило. Все время ожидания финала эмоции зашкаливали. Я очень сильно переживала за всех легкоатлетов нашей сборной, особенно за Ваню Ухова, вместе с которым мы постоянно тренируемся.
— В котором часу вы начали тот день?
— Встала — о ужас! — в 8 утра. Для меня это очень рано. Я — страшная сова. Очень поздно ложусь спать и довольно поздно встаю.
— Чувствовали, что готовы замахнуться на победу?
— Наоборот. Я вроде не новичок в большом спорте, но никогда так сильно не переживала, как перед домашним чемпионатом мира. Даже в Лондоне год назад я значительно меньше волновалась. Обычно я хорошо сплю, но перед московским финалом проснулась среди ночи и дальше толком уже не смогла уснуть. Просто душа была не на месте. А когда приехала в «Лужники» и после разминки вышла в сектор, начался форменный мандраж, меня, что называется, «колбасило».
— А со стороны это было совсем незаметно. Я пристально наблюдал за вами и Чичеровой с первых попыток...
— Я просто научилась скрывать эмоции. Плюс тренер был рядом, он все видел и постарался успокоить. Он прекрасный психолог и большой молодец. Ему в этом сезоне со мной было тяжело, да и мне самой, честно говоря, тоже. Домашний чемпионат мира накладывал колоссальную ответственность. Именно поэтому в начале сезона у меня не все ладилось, и я выступала довольно слабо. Но я рада, что все хорошо получилось именно в концовке сезона.
— В свое время ваш тренер, олимпийский чемпион Сергей Клюгин прекрасно умел настроиться на решающую попытку.
— С Сергеем Петровичем работаю три года. За это время я сильно изменилась, и уверена, что в лучшую сторону. А его жена Вика (прыгунья в высоту Виктория Клюгина-Сливка. — «Труд») больше занимается моей психологической подготовкой. Правда, в Москве поначалу все шло совсем не гладко. Когда я в первой попытке не взяла 1 метр 93 сантиметра, то ужасно расстроилась. А тут еще на большом мониторе стадиона увидела огорченное лицо Вики. И мне после этого стало еще хуже. Но потом обменялась взглядами с Сергеем Петровичем, сидевшим на трибуне, и понемногу успокоилась.
— А кто из ваших близких был на стадионе?
— Родители. Обычно они смотрят выступления по телевизору. Я сама их прошу, чтобы не приезжали на стадион, чтобы не сглазить. В Москве они впервые вживую увидели мои выступления. Но раз уж так удачно получилось, то постараюсь в дальнейшем обеспечивать их билетами на трибуны.
— Вы много говорите про волнение. А когда вы все-таки поверили, что сможете победить?
— Когда взяла с первой попытки высоту 2 метра 3 сантиметра.
— Скажите, а как вы вообще пришли в прыжковый сектор? За такими высокими, стройными и быстрыми буквально охотятся тренеры по игровым видам спорта: волейболу, баскетболу, гандболу...
— У меня особого выбора не было. В смоленском городке Ярцево, где я родилась и выросла, игровые виды спорта слабо культивировались. Секций вообще было мало. В ближнем к дому спортзале был только рваный мат, на который можно было прыгать высотникам. Вот так я и пришла в легкую атлетику.
— Другими видами спорта интересуетесь?
— В других видах спорта я слабо разбираюсь. Но люблю смотреть, когда есть возможность.
— Что вы любите кроме спорта?
— Люблю много спать. Чем больше, тем лучше.
— А готовить?
— Нет, это занятие меня пока не интересует.
— Потому что у вас, как у профессиональной спортсменки, редко выпадает возможность попрактиковаться?
— Нет, в последнее время как раз такая возможность появилась. А иногда даже необходимость. После лондонской Олимпиады благодаря Виталию Мутко мы — Аня Чичерова, Ваня Ухов и я — обзавелись своими квартирами. И в зимнее время мне удобнее всего тренироваться в Москве, в манеже ЦСКА. Так что кухня ежедневно в моем распоряжении. Но я занимаюсь приготовлением пищи вовсе не из любви к этому делу, а только ввиду житейской необходимости.
— Любимые блюда у вас есть?
— Жареная картошка. Но тренер довольно жестко заставляет меня придерживаться диеты. Так что ем понемногу и низкокалорийную пищу.
— Хотя сам явно прибавил в весе с тех пор, как выходил в прыжковый сектор.
— Сергей Петрович — другое дело. Ему можно, так как он закончил свои выступления за сборную России. К тому же ему теперь, может быть, даже больше калорий требуется, чтобы заряжать энергией нас, его воспитанников.