Трудный путь препарата «Глутоксим» к страждущим больным
Итак, есть разработанное российскими специалистами новое лекарство, способное бороться с туберкулезом. Есть положительные отзывы серьезных врачей, проводивших клинические испытания препарата. Есть запросы из разных уголков России на включение нового средства в перечень препаратов, которые регионы имеют право покупать на деньги из федерального бюджета. Нет только одной мелочи: заинтересованности чиновников в том, чтобы «Глутоксим» начал работать по-настоящему масштабно.
Туберкулез, который считался в нашей стране почти побежденным (в 1991-м в РСФСР регистрировалось 34 случая новых заболеваний на 100 тысяч человек), после распада СССР вновь пошел в атаку. В 2000-м этот показатель вырос почти втрое. Ситуация стала улучшаться после того, как были приняты и профинансированы специальные медицинские программы. Однако и сегодня России далеко до развитых стран. У нас каждый год выявляется около 100 тысяч новых больных. В 2012-м от туберкулеза умерли 17 966 россиян, в первой половине нынешнего года – 8196. А, например, в США, где население в два с лишним раза больше, чем в России, таких больных умирает менее 600 человек в год. То есть американские показатели заболеваемости туберкулезом и смертности соответственно в 21 и 60 раз меньше, чем в России. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила нашу страну в группу 22 государств с наихудшей ситуацией в этой сфере.
Самое тревожное: туберкулез все труднее лечить. Вот слова главы ВОЗ Маргарет Чен: «Мир на пороге кризиса, вызванного устойчивостью микроорганизмов к антибиотикам. Человечество имеет дело с таким уровнем антибиотикоустойчивости, что эта ситуация может означать конец медицины в привычном понимании. Мы вступаем в постантибактериальную эпоху. ВОЗ призывает правительства стран мира поддержать исследования…» Главный врач Англии профессор Салли Дэйвис сравнила эту опасность с терроризмом. Японские ученые подчеркивают: «Появление туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью – одна из главных проблем здравоохранения сегодня».
В лучших лабораториях мира не первый год идет энергичный поиск новых подходов к решению чрезвычайно сложной проблемы. Ученые определили общий вектор поиска: надо не только воздействовать непосредственно на микобактерии, но и атаковать их окольным путем – активизировать врожденный иммунитет, который и должен играть ключевую роль в уничтожении палочки Коха.
Иными словами, речь идет о комплексном лечении, предполагающем использование как известных антибактериальных препаратов, так и новых – регуляторов естественного иммунитета.
Россия может гордиться. Первое лекарство нового ряда, получившее название «Глутоксим», удалось создать в питерской лаборатории российской фармацевтической компании «Фарма ВАМ». Клинические исследования проводились в течение ряда лет – в городской туберкулезной больнице №2 (1998 год), в НИИ фтизиопульмонологии Московской медицинской академии имени Сеченова (2001, 2007 и 2008 годы), в Санкт-Петербургском НИИ фтизиопульмонологии Минздрава (2001, 2003 и 2008 годы). В общей сложности новый препарат в комплексе с традиционными получали 690 больных.
Исследования подтвердили высокую эффективность нового медикамента. Уже после первых двух месяцев лечения очаговые изменения в легких исчезли у 93% больных против 62% в контрольной группе, где проводилась обычная химиотерапия. Добавление «Глутоксима» к такому известному более полувека лекарству, как «Изониазид», обеспечивает 10‑кратное уменьшение колоний микобактерий. Еще один важный результат: в четыре раза сокращается частота возникновения токсического гепатита, который развивался у каждого третьего пациента в контрольной группе при стандартном лечении.
После хирургических операций полный клинический эффект наблюдался у 93% больных, которых лечили по-новому (у 80% при обычной терапии). Кроме того, вдвое меньше было осложнений. Врачи клиник после исследований поздравляли создателей препарата.
В июне 2011-го, когда на заседании рабочей группы экспертного совета Минздрава обсуждались перспективы использования «Глутоксима», 11 авторитетных ученых из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Архангельска, Белгорода – директора ведущих НИИ, имеющих противотуберкулезные клиники, профессора, руководитель крупного диспансера – единогласно под председательством тогдашнего главного специалиста по торакальной хирургии и фтизиатрии Минздравсоцразвития России, директора НИИ, профессора Петра Яблонского подытожили: «Препарат «Глутоксим» рекомендуется внедрить в широкую медицинскую практику как базовое инновационное средство в лечении туберкулеза».
Национальная ассоциация фтизиатров наградила создателей препарата дипломом «Лучший инновационный проект». Кульминацией стало включение «Глутоксима» в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (распоряжение правительства РФ от 7 декабря 2011 года №2199‑Р). Комиссию, которая готовила проект этого перечня, возглавляла тогдашний замминистра здравоохранения Вероника Скворцова.
Казалось бы, нет препятствий на пути широкого использования нового лекарства. Но вдруг что-то сломалось в бюрократическом механизме. Минздрав, который, по сути, дал путевку в жизнь препарату, развернулся на 180 градусов. «Глутоксим» не включили в список препаратов, которые регионы имеют право покупать за счет трансферта, то есть на деньги, перечисляемые региону из федерального бюджета. На местах, тем не менее, приобретают необходимое больным лекарство за счет собственных ресурсов, но они весьма ограничены.
Несколько месяцев назад академик РАМН Михаил Перельман, директор Центрального НИИ туберкулеза, вице-президент Российского общества фтизиатров, член-корреспондент РАМН Владислав Ерохин, директор НИИ фтизиопульмонологии Сергей Смердин, директор Новосибирского НИИ туберкулеза Владимир Краснов обратились от имени Российского общества фтизиатров за помощью к Георгию Полтавченко, губернатору Санкт-Петербурга, где было создано новое лекарство. «В кратчайшие сроки, – пишут специалисты, – «Глутоксим» показал высокую эффективность в лечении туберкулеза и онкологии, завоевал признание в России, стал известен за пределами нашей страны: в Европе, США, государствах СНГ. На сегодня он является единственным разрешенным к медицинскому применению препаратом в группе регуляторов защитных систем организма – IDR. Однако большая часть больных не может получить это современное лекарственное средство…» Учитывая общенациональную важность проблемы, губернатор Санкт-Петербурга 11 июля направил письмо президенту Владимиру Путину. Глава государства поручил рассмотреть этот вопрос (копии всех документов имеются в редакции).
Но Минздрав выдвигает свои аргументы против широкого использования «Глутоксима». Один из главных: препарат не воздействует напрямую на микобактерию туберкулеза. Это так. Однако он действует, активизируя врожденный иммунитет. В документе, подписанном месяц назад министром Вероникой Скворцовой, говорится также и о том, что в адрес Минздрава заявок на закупку «Глутоксима» не поступало. Удивительно! Вот передо мной соответствующие обращения в Минздрав России из Нижегородской области, Татарстана, Чувашии, Воронежской области, Ингушетии, Вологодской области… А еще в аппарат правительства РФ поступили письма о потребностях в «Глутоксиме» из десятков регионов.
Минздрав предлагает продолжить клинические исследования. А с этим никто и не спорит, такие работы будут проводиться. Единственный вопрос: зачем сегодня лишать больных с тяжелыми формами туберкулеза этого лекарства, уже доказавшего свою эффективность?
Большой интерес к препарату проявляют за рубежом. В ближайшем будущем планируется вывести «Глутоксим» на фармацевтические рынки США и Европы. А на Украине он уже внесен в госформуляр, решается вопрос о закупках его для лечения сложных форм туберкулеза и онкологических заболеваний.
Хотелось бы надеяться, что и у нас перед «Глутоксимом» загорится зеленый свет. Речь при этом ни в коем случае не идет о навязывании препарата кому-либо. Требуется просто предоставить право выбора медикаментов клиникам и диспансерам. А сегодня такого права они, по сути, лишены.
Сергей Смердин
директор НИИ фтизиопульмонологии Московской медицинской академии имени Сеченова, доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ:
– С полной уверенностью могу сказать, что «Глутоксим» – эффективный препарат. Он проходил у нас клинические испытания и зарекомендовал себя с самой лучшей стороны. Мы и сегодня лечим тяжелых больных этим препаратом в комплексе с другими. Более 700 пациентов получали в нашей клинике «Глутоксим», и в абсолютном большинстве случаев лечение было успешным.
Гоар Баласанянц
профессор, руководитель отдела Санкт-Петербургского НИИ фтизиопульмонологии:
– Конечно, надо еще проводить дополнительные клинические исследования «Глутоксима», изучать возможные побочные эффекты. Но уже полученные результаты позволяют говорить, что осуществлен прорыв. У «Глутоксима» большое будущее. Это принципиально новый вид лечения. Аналогов пока нет ни у нас, ни за рубежом.