На днях 65-летний Майкл Йорк прибыл в город на Неве, где в течение четырех съемочных дней сыграл несколько ярких сцен в декорациях Исаакиевской площади, Театра имени Комиссаржевской, аэропорта Пулково...
В паузах между съемками г-н Йорк нашел время пообщаться с корреспондентом "Труда".
- Хорошо ли вы вжились в сюжет Владимира Кунина? Ведь нередко кинозвезды, собираясь на съемки, даже в сценарий толком не заглядывают - надеются на указания режиссера...
- Это не мой случай. Я так работать не могу. Внимательно прочитал сценарий, а затем мы с режиссером Владимиром Фатьяновым обсудили все нюансы моей роли и то, как режиссер видит весь будущий фильм. Нас нисколько не смущали расстояния: живем в век электронной почты, очень легко и быстро можем обменяться мнениями.
- Насколько интересна вам самому роль Мики?
- Это удивительный человек, и я только сейчас начинаю открывать его для себя. Он наделен даром предвидения и другими выдающимися способностями, и ему предстоит научиться использовать их во благо.
Создание роли - всегда удивительное и увлекательное путешествие, сулящее много открытий, и я только в самом начале пути. Играю Мику в возрастном диапазоне от 50 до 80 лет, и на грим старика уходит два с половиной часа... К тому же фильмы обычно снимают не в сюжетном порядке, и мне приходится совершать изрядные скачки в пространстве и времени.
- Знакомы ли вы с автором романа Владимиром Куниным?
- Лично нет, но наслышан, что он выдающийся и уважаемый писатель. И наша главная задача - по крайней мере не испортить его произведение.
- Что вы можете сказать о творческой группе фильма "Мика и Альфред", насколько она профессиональна по сравнению с Голливудом?
- Скажу определенно: это самый лучший режиссер, с которым я когда-либо работал, самая лучшая команда, самое лучшее питание, самая лучшая натура!
- Ого, вы всегда так говорите о своих проектах?!
- Конечно. Я же хорошо воспитан. Но кроме шуток, я бы не взялся за роль, если бы не был уверен в профессионализме команды.
- Вы не раз признавались в любви к России. Это тоже плоды хорошего воспитания?
- Меня издавна притягивала Россия, я впервые приехал сюда в далеком 1972 году. У вас потрясающая страна, которая смогла так быстро измениться до неузнаваемости! Хорошо знаю вашу классическую литературу, знаком с вашим кинематографом ("Баллада о солдате", "Летят журавли", "Сибириада" - очень хорошие картины). Порой мне даже кажется, что какие-то мои предки были русскими.
- Вы актер с колоссальным опытом. Можете ли заранее предсказать успех будущей картины?
- На эту тему могу даже написать целое исследование. Сколько раз так было - в процессе работы менялась сюжетная линия, исполнители, натура, сама идея картины... Главное - начать с хорошим сценарием, и то это не полная гарантия. Творческий процесс может протекать так странно! Иной раз какая-то случайность, которая, казалось бы, срывала съемки, приводила в конечном счете к выигрышу. Например, в знаменитом фильме Стивена Спилберга "Челюсти", который начинается с того, что акула тащит девочку под воду, акулы-то и не видно. Тогда что-то случилось с механическим муляжом акулы, он не действовал. Казалось бы, брак. Но режиссер придумал такой ход: девочка просто внезапно исчезает под водой. В итоге это оказалось еще более страшно!
- Не странно ли, что вы, англичанин, давно живущий в Америке, снимаетесь в роли русского?
- Бывает очень интересно, когда человек играет не своего соплеменника, потому что возникает некая специфическая "разность потенциалов". Мы это впервые заметили, когда английские актеры стали играть американцев, а американцы - англичан. Результат может быть великолепным, хотя и риск неудачи велик. Получив предложение из России, я не замедлил воспользоваться случаем рискнуть.
- Вы впервые приехали в Петербург?
- В третий раз! Но снимаюсь здесь впервые. А приезжал вместе с женой: Пэт - востребованный выставочный фотограф, у нее был вернисаж в Русском музее. Хотя она снимала еще до встречи со мной, когда занималась журналистикой.
- Расскажите о других членах вашей семьи!
- Мой сын - известный продюсер Рик Маккалоп. Он работал на трех последних фильмах из серии "Звездные войны". Моя внучка Оливия - ассистент режиссера. На съемках в Петербурге человек, который делал мне грим, рассказал, что он не так давно работал в Праге с Оливией. Мир тесен!
- Три года назад вы уже снимались в России, в фильме "Московская жара", который некоторые критики оценили как "боевик сомнительного качества"...
- Никогда не знаешь, что скажут критики. Странных мнений всегда хватает. Проект же тот показался интересным, и не только мне: в Америке прокатом "Московской жары" занималась всемирно известная студия "Юниверсал", а они деньги на ветер не бросают. Да, наш фильм не избежал голливудских клише, но очень важно, что он показал образ новой, динамичной России.
- Уже то хорошо, что после "Московской жары" у вас не пропала охота вновь сниматься в российских проектах!
- (Смеется) Нет, все было замечательно. Я хорошо узнал Москву и даже книжку об этом написал. О съемках, но в большей степени о России вообще, потому что меня потрясают и удивляют те перемены, которые произошли у вас. Книга имела успех. Неделю стояла на восьмом месте в списке бест-селлеров "Лос-Анджелес Таймс". То есть я на законных основаниях могу заявить, что я автор бестселлера (смеется). Он продавался по всем Соединенным Штатам.
- Мы бы тоже с удовольствием почитали!
- Были разговоры о том, чтобы ее выпустить в России, но все так и заглохло.
- Вы часто пишете книги?
- Написал пять книг.
- О чем они?
- Одна о том, как играть Шекспира. Две - о кинобизнесе и еще одна - детская книжка.
- Детская?!
- Просто я записал на бумаге сказки, которые придумывал для двух своих внуков.
- Вы - знаток Шекспира, снимались у великих режиссеров... И в то же время засветились в такой шпионской развлекаловке, как комедия "Остин Пауэрс"!
- После "Остина Пауэрса" мне даже приятели говорили: "Стоило ли после съемок у Франко Дзеффирелли и постановок Шекспира соглашаться на такой легковесный проект?" Но я им отвечал: уверен, что Шекспиру с его богатым и живым воображением понравились бы приключения Остина Пауэрса, а также пародийные образы, что создали Майк Майерс и ваш покорный слуга.
Кстати, у первого фильма про Остина Пауэрса был очень низкий бюджет. Мне просто понравился сюжет, и я решил принять участие в съемках. Потом оказалось, что я участвовал в мировом кинобестселлере! Вот еще одно доказательство того, что в кино ты вообще никогда не знаешь, чем все закончится, к чему придет.
- Почему в последние годы вы редко снимаетесь? Написание книг настолько увлекло?
- Не только - я еще и с оркестрами работаю...
- С оркестрами? В каком качестве?
-Занимаюсь чтением художественных произведений в сопровождении большого оркестра. Мы сделали постановку "Амадея" с оркестром. А в последние полгода я по всей Америке езжу со спектаклем "Король Артур в Камелоте" - это музыкальная постановка по замечательному произведению Марка Твена "Янки при дворе короля Артура".
- В этом году у вас был юбилей...
- Юбилей?!
- В марте вам ведь 65 исполнилось! Наши актеры очень пышно празднуют юбилеи, снимают огромные залы...
- 65 - не круглая дата. Я весь день работал в театре и вообще плохо помню, что было в тот день... Хотя очень люблю праздновать!
- Вы потрясающе выглядите для своих лет! Откройте секрет!
- Думаю, что просто нужно очень много работать, чувствовать себя востребованным, не терять ритм. Я, например, играю восемь "Королей Артуров" в неделю, а выходной трачу на длительный переезд. Актер - уникальная профессия: находясь в почтенном возрасте, ты можешь творить, совершать открытия, жить большими планами. Актерская игра - самое лучшее развлечение из мне известных. У меня есть коллеги и приятели, кому глубоко за 80, а они востребованы, полны творческих свершений, держат форму.
Думаю, что и у меня не скоро пропадет желание работать с удовольствием. Хочу по-прежнему наслаждаться своей профессией, потому что уйти на пенсию и играть целыми днями в гольф - это ужасно.
- Для здоровья?!
- Для ума.