АСИММЕТРИЧНЫЕ ОТВЕТЫ

В христианских преданиях популярна история о том, как константинопольский юродивый Андрей был

В христианских преданиях популярна история о том, как константинопольский юродивый Андрей был вознесен на время в райские обители. Он видел там многих святых, но не встретил Богородицы, своей покровительницы.
- А где же, - спросил он, - Матерь Божия?
- Ее здесь нет, - сказали ему. - Она на земле.
Таково отношение верующих к Богородице. Она ближе всех и сердобольнее. Ее кончина - Успение - празднуется еще и потому, что не стала прощанием и разлукой. К Богородице как к живой чаще, чем к кому бы то ни было, обращаются с самыми разными бедами и проблемами. Даже названия многих икон Божией Матери говорят о том, как широк и разнообразен спектр такого общения: "Избавительница", "В скорбех и печалех Утешение", "Споручница грешных", "Всех скорбящих радость", "Утоли моя печали", "Взыскание погибших", "Умягчение злых сердец", "Нечаянная радость" и даже "Спасительница утопающих"...
Помогают ли эти обращения? Если бы не помогали, не обращались бы - можно и так сказать. Но не все так просто и одномерно в христианстве, которому присуща особая логика, во многом отличная от общепринятой, человеческой. И в этом его сила. Если какая-то истина, замечал богослов Александр Ельчанинов, "кажется логичной, симметричной и т.п., значит, она не истина; и я предпочитаю оставаться при евангельских абсурдах, чем с философскими композициями, которые тем подозрительнее, чем они красивее".
Этот взгляд разделяют как раз многие люди, которые имеют опыт молитвенного общения, в том числе и общения с Божией Матерью. Потому что ответы на свои вопросы и просьбы они получали зачастую не совсем те, которых ждали, но которые оказывались единственно спасительными. Множество приводят примеров тому, как человек просил того, чего ему никак не надо было бы, но понял он это гораздо позже, и, напротив, то, что считал наказанием, на деле оказывалось избавлением.
Ведь даже смерть может быть расплатой, но может и - Успением. В литургических молитвах православные каждый раз молятся о своей смерти, просят ее, но как кончину "безболезненную, непостыдную, мирную и доброго ответа на Страшном суде".
Есть смерть и смерть. Но кому - какая и за что, судить не нам.
На минувшей неделе, в самый канун Успения, случились среди прочих и две смерти, очевидно между собой связанные. В Ивановской области убили настоятеля Вознесенского храма 29-летнего игумена Авенира Смолина. Преступники, судя по всему, надеялись разжиться богатой добычей, но ничего не обнаружили в доме монаха, кроме нескольких сотен рублей, телефона и недорогого украшения.
"В такие минуты невольно задумываешься о хрупкости человеческой жизни, о том, что наша жизнь - бесценный Дар Божий, которого очень легко лишиться по неосторожности или злому умыслу... Однако печаль сердечная не должна расслаблять наши души, - писал в своем соболезновании в связи с гибелью игумена Авенира Патриарх Алексий. - Нам порой неведомы предначертания Промысла Божия... Молюсь Владыке жизни и смерти Господу нашему Иисусу Христу об упокоении в селениях небесных Своего верного служителя, "где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная".
Выразил в своем соболезновании Патриарх и "надежду на то, что правоохранительные органы проявят профессионализм и настойчивость в расследовании причин этого страшного преступления, а виновные получат заслуженное воздаяние". Надежда оказалась не риторической. Прямо в этот же день милиция задержала подозреваемого, который тут же сознался в преступлении по корыстным мотивам. И еще рассказал о том, что со своим напарником по убийству познакомился в местах лишения свободы, где отбывал срок за разбой.
А вскоре, в тот же день вечером, нашли и его подельника. В Иванове на улице. Мертвого. Причин смерти обнаружить не удалось. Как будто просто шел человек и умер.