ЯДЕРНЫЙ КРУГОВОРОТ

Жители Челябинской области заволновались: на производственное объединение "Маяк" из Болгарии пришел эшелон с 20 тоннами отработанного ядерного топлива (ОЯТ). Казалось бы, что особенного: "Маяк" создан для хранения и работы с ОЯТ. Однако общественное мнение, подогреваемое местными "зелеными", складывалось явно не в пользу атомной отрасли. Об этом "Труд-7" рассказал 14 августа.

Прокомментировать ситуацию наш корреспондент попросила специалиста-атомщика, начальника управления информационной политики Минатома России Николая ШИНГАРЕВА.
- Николай Эдуардович, объясните сначала, что такое "отработанное ядерное топливо" - отходы или материал для дальнейшей переработки?
- Отходами называют то, что не может быть использовано в дальнейшем. ОЯТ - это ценное энергетическое сырье, на основе его компонентов после переработки производится свежее топливо для атомных электростанций.
- Сколько ввозится ОЯТ в Россию и откуда?
- Ежегодно из Украины и Болгарии при обязательном условии возврата отходов к нам поступает около 150 - 200 тонн ОЯТ. Это топливо ввозится в соответствии с международными соглашениями, заключенными до 2001 года.
- Как ввоз, хранение и переработка ОЯТ влияют на экологию российских регионов, в том числе на Челябинскую область в районе "Маяка"?
- Переработка и обращение с ОЯТ в нашей стране соответствует всем существующим нормам и правилам. Она не опасна ни для населения, ни для окружающей среды. Все операции проводятся только на основании соответствующих разрешений Минздрава и Госатомнадзора России.
- Какова обстановка с ввозом и переработкой ОЯТ в мире? Как поделен рынок ОЯТ и какую нишу занимает в нем Россия?
- Наибольшее количество ОЯТ на мировом рынке перерабатывает Франция, на втором месте Англия, на третьем - Россия (при этом уровень российских технологий переработки сопоставим с французским). Завершается строительство завода по переработке топлива в Японии. Сейчас японские ОЯТ перерабатываются в Англии и во Франции, все продукты переработки, в том числе радиоактивные отходы, после продолжительного хранения возвращаются в Японию.
США в 70-е годы приняли концепцию отказа от переработки ОЯТ, в связи с чем значительная часть работ в этом направлении была прекращена, так что в данном случае наши технологии ушли вперед. Тем не менее США являются импортером ОЯТ, ввозя в страну в течение уже многих лет отработавшее ядерное топливо зарубежных исследовательских реакторов, построенных при участии США. Причем ни о каком возврате отходов речи не идет. Всего в США после выполнения программы, рассчитанной на 10 лет, будет ввезено более 30 тысяч облученных топливных сборок. И сейчас американцы начинают вновь разворачивать научные работы, связанные с переработкой ОЯТ, рассматривают возможности совместного сотрудничества.
Что касается роли нашей страны на международном рынке, то Россия ввозит ОЯТ с зарубежных АЭС, построенных по советским проектам. Мы поставляем свое свежее топливо на зарубежные станции, а затем забираем отработанное. Доля России на мировом рынке ОЯТ не превышает 10 процентов.
- Сколько стоит "работа с ОЯТ" в денежном выражении и не заплатят ли россияне за этот бизнес дороже - своим здоровьем, как считают "зеленые"?
- Принятые два года назад законы однозначно предписывают, что ввоз ОЯТ возможен только в случае снижения риска радиационного воздействия и улучшения экологической ситуации в России.
Сейчас в законодательстве предусмотрен жесткий механизм: проект ввоза ОЯТ увязан в единый проект со специальными экологическими программами. Единый проект будет рассматриваться Минздравом, Госатомнадзором, другими ведомствами и только после этого будет направлен для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Что касается экономической целесообразности, то, по нашим расчетам, прибыль, получаемая за переработку одного килограмма топлива, может составлять от 200 до 600 долларов. Но главная цель - не просто получение денег, а улучшение экологической ситуации в стране, развитие российских высоких технологий. Практически вся прибыль от ввоза ОЯТ будет направляться в бюджеты субъектов Федерации и на выполнение специальных экологических программ. Причем все финансовые расчеты пойдут через федеральный бюджет, что предусматривает самый жесткий механизм контроля за распределением и расходованием средств.
Переработкой облученного ядерного топлива Россия безопасно занимается более 20 лет, практически ежедневно по всей стране перевозятся ядерные материалы. За более чем 50-летнюю историю транспортировки ОЯТ не было ни одной серьезной аварии с радиационными последствиями для населения.
- И все-таки как преодолеть страх перед возможными последствиями ввоза и переработки отработанных ядерных материалов?
- Страх у людей возникает перед непонятным. Чтобы не бояться, надо больше получать достоверной информации. Приведу слова министра по атомной энергии России Александра Румянцева: "Мы работаем с ОЯТ уже 25 лет, имеем колоссальный опыт. Переработка ОЯТ - это высокотехнологичный и очень прибыльный бизнес. На заработанные деньги мы расширим хранилища, достроим те, которые начинали возводить еще при Советском Союзе. Проект по работе с ОЯТ носит в основном социальную направленность. Он нацелен на реабилитацию территорий, на ликвидацию тех последствий, которые мы получили в результате создания ядерного оружия. Настала пора очищать нашу страну от ядерного наследия, которое скопилось за прошедшие 50 лет".