ГДЕ КИТАЙ ПОБИЛ США

Невероятно, но факт - сильная, предельно жесткая вертикаль политической власти удивительным образом уживается в Китае с ультралиберальной, буквально насквозь децентрализованной системой административного управления и хозяйствования. Согласно оценкам экспертов Всемирного банка, по уровню развития местного самоуправления КНР превосходит даже таких столпов децентрализации, как США и ФРГ.

Беспрецедентная свобода экономической деятельности на местах вкупе с большой финансовой самостоятельностью - таков один из важных факторов успеха политики реформ и открытости, проводимой в КНР на протяжении последней четверти века. Сегодня Госсовет (центральное правительство) контролирует лишь не более трети бюджетных ассигнований на общественные нужды, в то время как более половины расходов находятся в ведении властей муниципального и уездного уровней. Причем, вопреки расхожему мнению, промежуточное звено, каковыми выступают власти двадцати трех провинций и пяти автономных районов страны (специальные административные районы Сянган и Аомэнь стоят особняком), смотрятся в этом раскладе не слишком внушительно - в их распоряжении остается менее двадцати процентов расходов по социальным статьям.
В системе административно-территориального деления КНР фигурируют также четыре города центрального подчинения - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь и Чунцин, по своему статусу приравненные к провинциям. Получается, что все остальные города стоят на ступень ниже и подчинены региональным властям. Однако на деле ситуация гораздо сложнее - муниципалитеты ряда крупных городов Китая, в том числе (и даже в первую очередь) административных центров регионов, в целях оперативного решения тех или иных социально-экономических проблем выходят, минуя вышестоящие провинциальные власти, напрямую на центральное правительство.
Такое нарушение субординации, "прыжок" через голову вышестоящего начальства объясняется просто. Свою главную задачу муниципалитеты, каковых сегодня в Китае 240, видят скорее в достижении макроцели - обеспечении экономического развития, нежели в выполнении микрообязанностей типа, скажем, прокладки дорог, уборки мусора и очистки сточных вод. Вдобавок подведомственные муниципалитетам районы покрывают в настоящее время территорию не только собственно города, но и близлежащих уездов. Взять тот же Пекин - помимо четырех районов в центральной части города, в "большой" столичный муниципалитет структурно входят еще столько же ближних пригородных районов плюс 10 дальних, то бишь окрестных уездов.
Роль муниципальных образований в экономическом развитии страны трудно переоценить - достаточно сказать, что вдобавок к индустриальной мощи здесь производится пятая часть сельхозпродукции КНР. За примером можно отправиться в дельту крупнейшей в Китае реки Янцзы. Там расположены в общей сложности 55 городов (включая тройку самых больших - Шанхай, Нанкин, Ханчжоу), где проживают более 72 миллионов человек и производится порядка 13 процентов ВВП всей страны. Процесс урбанизации набирает обороты. Со второй половины 1980-х годов в Китае взят курс на "строгое ограничение масштабов крупных городов, рациональное использование средних и активное строительство малых". Вокруг крупных городов с населением свыше миллиона человек (а таковых в КНР около полусотни) планомерно возводятся города-спутники.
Организация и порядок работы органов самоуправления в Китае определяются в соответствии с основными принципами, предусмотренными в 28 статьях разделов 5 и 6 главы III ("Государственный строй") конституции страны. Местные народные правительства ведают практически всеми сферами жизнедеятельности на подведомственной территории - от экономического развития до плановой рождаемости. Разумеется, децентрализация имеет и свои издержки. Так, основные проблемы, а порой и конфликтные ситуации, как показывает практика, возникают на стыке административных полномочий муниципалитетов и администраций сопредельных сельских уездов. Поскольку своя шкура всегда ближе к телу, то каждый субъект самоуправления печется в первую очередь о своих интересах, не считая нужным координировать с соседом планы реализации того или иного проекта, особенно в сфере инфраструктуры, будь то строительство шоссе или водозаборной станции.
Несмотря на все шероховатости, многогранную работу органов муниципального самоуправления в Китае можно было бы оценить на "отлично", если бы не одно обстоятельство - несмотря на заметный прирост валового продукта, ситуация с трудоустройством в городах не улучшается. Скорее, наоборот - вдобавок к избыточной рабочей силе, высвобождающейся в ходе реформирования госпредприятий, не иссякает поток безземельных крестьян, растекающихся по городам в поисках заработка, будь то строительные работы либо розничная торговля овощами и фруктами. Возможности сферы услуг по поглощению лишних рабочих рук близки к исчерпанию, а сверхжесткая конкуренция, скажем, между заведениями общепита уже не раз выливалась в случаи преднамеренного массового отравления клиентуры соперника. А поскольку безработица чревата массой осложнений, включая ухудшение общественного порядка и опасность социального взрыва, то нетрудно предположить, что и в ближайшие годы главной заботой муниципальных властей в Китае останется решение вопросов занятости.