НЕФТЯНОЕ ОКНО В АЗИЮ

Весь прошлый век наша страна продавала нефть почти исключительно на Запад. Тем временем на Востоке появились и подросли "азиатские экономические тигры". Крупнейшим потребителем российских энергоресурсов обещает стать Китай, да и японский рынок день ото дня становится для нас все более привлекательным. То есть пришла пора "прорубать новое окно", на этот раз в Азию - для российской нефти и нефтепродуктов. Таким окном может и должен стать новый экспортный нефтепровод от Ангарска и далее на Восток. Вопрос - куда именно?

Вариантов существует несколько, но основных - два: через Читу и Забайкальск на Дацин (Китай) и через Казачинское, Тынду и Хабаровск в Приморье. Это предполагает сооружение на Тихом океане нефтяного, а в дальнейшем и нефтепродуктового терминала.
Естественно, сторонники первого проекта лоббируют свой, "китайский путь", обосновывая его простотой и дешевизной: мол, нужно лишь трубу протянуть, а далее можно качать до 30 млн. тонн нефти ежегодно, получая хорошую прибыль. Но при этом умалчивается, что Дацин - это не конечный путь нефти. "Черное золото" еще предстоит транспортировать оттуда на тысячу километров далее - в китайский же порт Далянь, где наши восточные соседи соорудят под него нефтебазу и нефтеперегрузочный терминал. А в результате конечными продавцами российской нефти окажутся... китайцы. То есть может повториться в значительно ухудшенном варианте "прибалтийская ситуация" (после развала СССР), когда наша страна осталась без экспортных нефтетерминалов на Балтике и торговала своей нефтью через латвийский Вентспилс, теряя на этом немалые деньги. Положение стало поправляться лишь с появлением Балтийской трубопроводной системы, которую нам пришлось строить в архисрочном, почти аварийном темпе.
Кстати, строительство нефтепровода на Дацин чревато еще одним осложнением: у восточно-сибирской нефти в этом случае окажется лишь один, вполне монопольный, потребитель в лице Китая. Он при необходимости сможет диктовать России свои условия и по объемам экспорта нефти, и по ценам.
В отличие от китайского маршрута "приморский вариант" дает широкие возможности для любого маневра. Во-первых, хозяином и распорядителем нефти остается Россия - вплоть до момента загрузки товара в танкеры. А потому диктовать цены и прочие условия будем мы. Во-вторых, в Приморье у российской нефти будут самые различные покупатели: тот же Китай, Корея, Япония, даже США и так далее. В-третьих, объемы экспорта в этом случае вырастут до 80 млн. тонн в год. Эксперты уже подсчитали, что удельные затраты на сооружение нефтепровода окажутся вдвое ниже, чем при "китайском варианте". В-четвертых, впоследствии можно будет соорудить на тихоокеанском побережье мощный нефтеперерабатывающий завод. После чего мы сможем поставлять в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) не только сырую нефть, но и нефтепродукты, что гораздо прибыльнее.
Кстати, губернатор Приморского края Сергей Дарькин, активно поддерживающий предложение тянуть экспортную трубу непосредственно к Тихому океану, говорит о строительстве современных НПЗ как о вполне обязательном компоненте всего проекта. Ведь очевидно, что это обеспечит стране и краю дополнительные рабочие места и экспортные доходы.
- Нефтепровод даст Приморью мощный толчок в общем экономическом развитии, - говорит губернатор. - Даже предварительные проработки позволяют говорить о том, что с началом реализации проекта приток инвестиций в край возрастет на 20-25 процентов, а прирост внутреннего регионального продукта к 2008 году достигнет уровня в 7-8 процентов ежегодно. К этому же сроку Приморье окончательно перестанет быть дотационным регионом России и перейдет в разряд регионов-доноров. Но еще раньше, в период реализации проекта, потребности края в дотациях из центра будут интенсивно снижаться. По расчетам наших специалистов, только за пять лет реализации проекта экономия федерального бюджета на этом составит не менее 1,2 млрд. долларов.
Сергей Дарькин приводит еще один весомый и очень интересный аргумент в пользу выбора дальневосточного маршрута для будущего нефтепровода:
- Проект транспортировки нефтепродуктов Западной Сибири в Юго-Восточную Азию по своим масштабам вполне сопоставим с прокладкой Транссибирской железнодорожной магистрали. А потому вспомним, что еще царская Россия тогда наряду с более коротким и менее затратным вариантом строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) все же пошла на сооружение более протяженного, более трудного пути по своей собственной территории до Владивостока. Как мы теперь отчетливо понимаем, в стратегическом плане такой подход к делу оказался не только политически оправданным, но и экономически целесообразным.
И действительно, где и чья теперь КВЖД? А Транссиб был, есть и остается главным связующим звеном между нашим Дальним Востоком и всей остальной Россией.
Конечно, прокладка нефтепровода от Ангарска до Приморья (3885 км) - это очень трудоемко и очень дорого. Предварительные подсчеты показывают, что на реализацию проекта потребуется не менее 5,8 млрд. долларов инвестиций. Но состоявшиеся недавно первые переговоры вице-премьера РФ Виктора Христенко, курирующего ТЭК, и губернатора Приморья Сергея Дарькина с одной из заинтересованных сторон - Японией показали, что Россия может рассчитывать на серьезную поддержку этого будущего покупателя нашей нефти. Впрочем, как говорят эксперты, японская сторона всегда будет поддерживать идеи, связанные с поставками сырья, поскольку экономика восточных соседей на этом и основана.
- В начале августа была проведена встреча экспертов России и Японии, на которой стороны начали вырабатывать совместные решения, - говорит Сергей Дарькин. - Главной целью является создание технико-экономического обоснования проекта Ангарск - порты Дальнего Востока. Я надеюсь, что к декабрю этого года технико-экономическое обоснование будет готово, и что затем в самые кратчайшие сроки оно будет положительно рассмотрено правительством России.
У "приморского проекта" есть еще один важный политико-социальный аспект. Не секрет, что сегодня российский Дальний Восток переживает нелучшие дни: экономическое развитие региона идет недостаточно быстро, а былой приток населения сменился оттоком. Регион страдает от нехватки и инвестиций, и политического внимания центра к проблемам дальневосточников. Да и соседи все внимательнее поглядывают на потенциально богатейший край: мол, а нужна ли вообще эта земля России? Строительство нефтепровода, нефтеперерабатывающих заводов, продукция которых будет ориентирована на экспорт, кардинально изменит вес и значение этого региона. Сюда пойдут деньги, а с ними - экономическое оживление. Приморье получит реальный шанс превратиться в один из базовых регионов страны и станет весьма привлекательным местом для инвесторов всего Азиатско-Тихоокеанского региона.
Такие возможности нельзя упускать.