Ростов Великий упоминается уже в "Повести временных лет", а со второй половины XI века стал центром Северо-Восточной Руси. Именно на землях местного князя была построена Москва. Сразу после принятия христианства в городе основали епископию, и затем он стал центром митрополии, территория которой распространялась далеко за пределы нынешней Ярославской области. Была отстроена величественная архиерейская резиденция, известная ныне как Ростовский кремль. В Духовную консисторию стекались практически все документы. Получилось гигантское хранилище - и когда митрополичью кафедру перенесли в Ярославль, основная часть бумаг осталась здесь.
Все началось с приказа директора областного архива Евгения Гузанова о том, что для "более полной сохранности" из Ростова Великого в Ярославль должны быть вывезены фонды Духовной консистории и Архиерейского двора. Это примерно 4 тысячи документов.
"Документы, хранящиеся в архиве, - такой же ценный памятник местной истории и культуры, как знаменитый Ростовский кремль, ростовские иконы, ростовская финифть - все то, чем наш город знаменит во всем мире. Эти документы должны храниться не где-нибудь, а именно в Ростове", - говорится в уже упомянутом обращении.
Руководство Ярославского областного архива уверяет, что для этого у райцентра просто нет места. Здание бывшей Мариинской гимназии, где сегодня находятся документы, - действительно старое, да и его приходится делить с рестораном "Славянский". Построить новое при скромном бюджете округа нереально. Но в Ярославле почему-то напрочь забыли про уже присмотренное для хранения древних бумаг здание бывшего детсада. Да и что такое "лучшая сохранность", про которую говорится в приказе? Еще недавно работники Ярославского областного архива жаловались, что им некуда складывать даже папки с документами предприятий-банкротов, а передвигаться между стеллажами приходится боком. Ростовские фонды в эту переполненную "коммуналку" можно втиснуть разве что силой.
Ростовцы уверены, что Ярославль проявляет обычную губернскую спесь - только у нас-де с документами могут работать по-настоящему. Может, раньше так и было, но наука, испуганная денежным духом мегаполисов, сегодня все глубже уходит в провинцию. По документам ростовских фондов подготовлены сотни исторических статей. С пожелтевшими от времени бумагами постоянно работают местные ученые, публикующие результаты в газете "Ростовская старина". Более того - сейчас, когда власти вспомнили о патриотизме, который начинается с любви к малой родине, именно на базе архива развивается школьная краеведческая работа. Таким образом, он является одним из самых важных звеньев воспитания не космополитов, а тех самых Иванов, которые прекрасно "помнят свое родство".
Недавно состоялась встреча встревоженной интеллигенции с директором областного архива Евгением Гузановым. Он, как мог, пытался успокоить ростовчан. Мы, мол, забираем только старые документы - люди ведь все равно не будут читать скоропись, а если надо - сделаем для вас ксерокопии. Но общественность не верит, что для этого у бюджетной организации найдутся деньги. А ездить за каждым документом в Ярославль местные не хотят. Это ведь час туда, час обратно, да и билет на электричку теперь не 40 копеек стоит...
Особый колорит "очной ставке" главного архивиста области и возмущенных граждан придал ростовский патриот-подвижник Анатолий Зайцев. Власти его, мягко скажем, опасаются. Позапрошлым летом Зайцев созвал народ и сорвал строительство молитвенного дома местых Свидетелей Иеговы. В 2002 году - отстоял от поругания древний городской пруд, который планировали засыпать, а сверху построить пивной бар. Теперь Анатолий Зайцев, как местный представитель Войска Донского, грозит привести для охраны районного архива казаков. И ведь приведет, и поставит прямо перед входом. "Живая стена", воздвигаемая в таких случаях, - способ проверенный, о нее разбилось не одно непродуманное или просто глупое постановление.
В общем, конструктивного разговора у ростовчан с директором областного архива как-то не получилось. Он им - про закон, а они ему - про любовь к малой родине. Защитников наследия, впрочем, взбодрила новость, что из Администрации президента пришло письмо, тоже не одобряющее переезд документов. Хотя последнее слово в этом конфликте все равно остается за губернатором. Ростовцы надеются, что он встанет на их сторону. Может помочь и недавно назначенный архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Он явно неравнодушен к районному центру. Недавно сюда, в Авраамиев монастырь, перевели из Ярославля духовное училище. Поговаривают и о планах владыки перенести в древний Ростов саму кафедру. На этом фоне переезд документов, прямо связанных с церковной историей, действительно выглядит нелепо.