ЗАЛПЫ НАД ОКЕАНОМ

Сегодня на Камчатке пуском крылатой ракеты с берега по кораблю - нарушителю границы завершится активная фаза широкомасштабных командно-штабных учений, развернувшихся практически на всем Тихоокеанском побережье России.

Прибывший на Дальний Восток для наблюдения за ходом маневров министр обороны РФ Сергей Иванов вчера сделал ряд важных заявлений. Так, по словам главы оборонного ведомства, уровень боевой подготовки Вооруженных сил в будущем году существенно превзойдет нынешний по количеству полевых выходов, полетов самолетов, вертолетов и походов кораблей. Основания для таких оптимистических оценок, по мнению Иванова, дает проект бюджета-2004, который, как считает министр, уже практически согласован в части, касающейся Министерства обороны.
Происходящее же на его глазах Сергей Иванов оценил так: "Учения такого масштаба мы еще ни разу не проводили. Дело даже не в их размахе, а в том, что наш Дальний Восток - стратегически важный район, влияющий на безопасность экономики всей страны. Здесь сосредоточены огромные энерго- и биоресурсы. Оперативная зона Тихоокеанского флота простирается на десятки тысяч километров. В нее входят и Индийский, и Северный Ледовитый океаны. Поэтому учения проводятся под эгидой Военно-морского флота. Но это отнюдь не означает, что большинство учебно-боевых мероприятий носит чисто флотский характер. Отдельные эпизоды маневров уже состоялись и в Хабаровском крае, и в Еврейской автономной области".
Один вчера отработан и на северо-востоке Сахалина под руководством заместителя министра транспорта России, начальника государственной морской спасательной службы Владимира Карева. По легенде маневров, танкер, загруженный сырой нефтью, у побережья острова столкнулся с рыболовным траулером. Из пробоины в море вытекло 1,3 тысячи тонн топлива. В район по тревоге вылетели вертолеты компании "Авиашельф", вышли спасательные суда. А штаб учений, разместившийся на нефтедобывающей платформе "Моликпак", наблюдал, как идет ликвидация последствий аварии.
И все же в центре внимания на Дальнем Востоке сегодня - действия военных. Впервые за последние десятилетия над Тихим океаном появились сразу четыре эскадрильи самолетов российской дальней авиации. С помощью космической разведки стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95, а также тяжелые бомбардировщики Ту-22М3 были наведены на судно, на котором условные террористы тайно перевозили компоненты оружия массового поражения. В дальней океанской зоне, за несколько тысяч километров от нашего побережья, "стратеги" - тоже условно - отправили цель на дно.
Увы, уже второй раз за последние дни жизнь вносит трагические коррективы в сценарий маневров. Вначале значительные силы спасателей и военных были отвлечены на поиски вертолета Ми-8, на котором разбился губернатор Сахалинской области Игорь Фахрутдинов, сопровождавшие его люди и члены экипажа. Не успели Сахалин и Камчатка, где вчера был объявлен траур, оплакать потери, как столь же печальное известие пришло из Приморского края. Утром во вторник при заходе на посадку на аэродром "Черниговка" в 80 километрах от Уссурийска столкнулись два ударных вертолета Ми-24, возвращавшихся с высадки десанта на Сергеевском полигоне. Погибли 6 членов обоих экипажей. Единственный оставшийся в живых летчик в тяжелом состоянии доставлен в реанимационное отделение Черниговской районной больницы. У него множественные травмы и переломы, сломан позвоночник. Созданная в Москве комиссия только приступила к расследованию, но, как сообщили "Труду" в Главном штабе Военно-воздушных сил РФ, причиной катастрофы могла стать птица, попавшая в двигатель одной из боевых машин. На эту мысль наводит, по словам источника, последняя фраза одного из пилотов, прозвучавшая в эфире. В результате на высоте примерно 50 метров над землей ведомый вертолет потерял управление и несущим винтом снес хвостовую балку ведущего Ми-24, с которым шел в плотном строю. Оба с левым вращением упали на взлетную полосу, взорвались и загорелись.
Однако министр обороны Сергей Иванов, судя по его словам, версию с птицей считает отговоркой и попыткой должностных лиц, отвечавших за организацию полетов вертолетов, уйти от ответственности. По данным министра, к катастрофе привели неумелые действия пилотов. "При заходе на посадку старший летчик ведомого вертолета опасно сблизился с ведущим и задел винтом балку и хвостовой винт ведущего", - пояснил Иванов. Глава военного ведомства назвал это "легкомыслием, бравадой и воздушным хулиганством".
Впрочем, после этой трагедии могут последовать и куда более серьезные выводы. Недавний командующий армейской авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов считает, что катастрофа в Приморье еще раз подтвердила не раз отстаиваемое им мнение: передача год назад армейской авиации из состава Сухопутных войск в подчинение Военно-Воздушных сил была ошибкой. По сведениям генерала Павлова, за это время "подготовка летно-технического состава не только не повысилась ни на йоту, а, скорее всего, понизилась до критической черты". И добавил: "Насколько мне известно, никто из управления армейской авиации даже не знал о том, что вертолеты этого полка будут участвовать в тактических учениях на Дальнем Востоке. И, естественно, никто не контролировал подготовку летчиков к ним".