Прибывший на Дальний Восток для наблюдения за ходом маневров министр обороны РФ Сергей Иванов вчера сделал ряд важных заявлений. Так, по словам главы оборонного ведомства, уровень боевой подготовки Вооруженных сил в будущем году существенно превзойдет нынешний по количеству полевых выходов, полетов самолетов, вертолетов и походов кораблей. Основания для таких оптимистических оценок, по мнению Иванова, дает проект бюджета-2004, который, как считает министр, уже практически согласован в части, касающейся Министерства обороны.
Происходящее же на его глазах Сергей Иванов оценил так: "Учения такого масштаба мы еще ни разу не проводили. Дело даже не в их размахе, а в том, что наш Дальний Восток - стратегически важный район, влияющий на безопасность экономики всей страны. Здесь сосредоточены огромные энерго- и биоресурсы. Оперативная зона Тихоокеанского флота простирается на десятки тысяч километров. В нее входят и Индийский, и Северный Ледовитый океаны. Поэтому учения проводятся под эгидой Военно-морского флота. Но это отнюдь не означает, что большинство учебно-боевых мероприятий носит чисто флотский характер. Отдельные эпизоды маневров уже состоялись и в Хабаровском крае, и в Еврейской автономной области".
Один вчера отработан и на северо-востоке Сахалина под руководством заместителя министра транспорта России, начальника государственной морской спасательной службы Владимира Карева. По легенде маневров, танкер, загруженный сырой нефтью, у побережья острова столкнулся с рыболовным траулером. Из пробоины в море вытекло 1,3 тысячи тонн топлива. В район по тревоге вылетели вертолеты компании "Авиашельф", вышли спасательные суда. А штаб учений, разместившийся на нефтедобывающей платформе "Моликпак", наблюдал, как идет ликвидация последствий аварии.
И все же в центре внимания на Дальнем Востоке сегодня - действия военных. Впервые за последние десятилетия над Тихим океаном появились сразу четыре эскадрильи самолетов российской дальней авиации. С помощью космической разведки стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95, а также тяжелые бомбардировщики Ту-22М3 были наведены на судно, на котором условные террористы тайно перевозили компоненты оружия массового поражения. В дальней океанской зоне, за несколько тысяч километров от нашего побережья, "стратеги" - тоже условно - отправили цель на дно.
Увы, уже второй раз за последние дни жизнь вносит трагические коррективы в сценарий маневров. Вначале значительные силы спасателей и военных были отвлечены на поиски вертолета Ми-8, на котором разбился губернатор Сахалинской области Игорь Фахрутдинов, сопровождавшие его люди и члены экипажа. Не успели Сахалин и Камчатка, где вчера был объявлен траур, оплакать потери, как столь же печальное известие пришло из Приморского края. Утром во вторник при заходе на посадку на аэродром "Черниговка" в 80 километрах от Уссурийска столкнулись два ударных вертолета Ми-24, возвращавшихся с высадки десанта на Сергеевском полигоне. Погибли 6 членов обоих экипажей. Единственный оставшийся в живых летчик в тяжелом состоянии доставлен в реанимационное отделение Черниговской районной больницы. У него множественные травмы и переломы, сломан позвоночник. Созданная в Москве комиссия только приступила к расследованию, но, как сообщили "Труду" в Главном штабе Военно-воздушных сил РФ, причиной катастрофы могла стать птица, попавшая в двигатель одной из боевых машин. На эту мысль наводит, по словам источника, последняя фраза одного из пилотов, прозвучавшая в эфире. В результате на высоте примерно 50 метров над землей ведомый вертолет потерял управление и несущим винтом снес хвостовую балку ведущего Ми-24, с которым шел в плотном строю. Оба с левым вращением упали на взлетную полосу, взорвались и загорелись.
Однако министр обороны Сергей Иванов, судя по его словам, версию с птицей считает отговоркой и попыткой должностных лиц, отвечавших за организацию полетов вертолетов, уйти от ответственности. По данным министра, к катастрофе привели неумелые действия пилотов. "При заходе на посадку старший летчик ведомого вертолета опасно сблизился с ведущим и задел винтом балку и хвостовой винт ведущего", - пояснил Иванов. Глава военного ведомства назвал это "легкомыслием, бравадой и воздушным хулиганством".
Впрочем, после этой трагедии могут последовать и куда более серьезные выводы. Недавний командующий армейской авиацией Герой Советского Союза генерал-полковник Виталий Павлов считает, что катастрофа в Приморье еще раз подтвердила не раз отстаиваемое им мнение: передача год назад армейской авиации из состава Сухопутных войск в подчинение Военно-Воздушных сил была ошибкой. По сведениям генерала Павлова, за это время "подготовка летно-технического состава не только не повысилась ни на йоту, а, скорее всего, понизилась до критической черты". И добавил: "Насколько мне известно, никто из управления армейской авиации даже не знал о том, что вертолеты этого полка будут участвовать в тактических учениях на Дальнем Востоке. И, естественно, никто не контролировал подготовку летчиков к ним".