ДВИГАТЕЛЬ БЕЗ ПРОГРЕССА

"Умейте найти к людям подход!" Такой совет услышали ходоки с Брянского машиностроительного завода, когда прибыли в одно министерство с недоуменным вопросом: почему Новороссийское морское пароходство заказывает суда в Хорватии, а российские кораблестроители сидят без дела? То же и с Дальневосточным пароходством, строящем суда за кордоном.

Брянский машиностроительный завод уникален тем, что будучи отдален от морей на сотни километров, 40 лет выпускает судовые малооборотные дизели по лицензии датской фирмы "Бурмайстер и Вайн". Сегодня с местными двигателями бороздят океаны 900 судов под флагами 30 стран мира. Однако если в лучшие времена завод поставлял по 30-40 двигателей, то в последние годы едва набирался десяток. Заводы Херсона, Керчи, Николаева, Калининграда, Комсомольска-на-Амуре лежали на боку. Россия проигрывала морской бой, так и не вступив в сражение.
Кораблестроители давно поделили мир между собой. Брянский завод получил лицензию от датской фирмы, которая держит три четверти мирового рынка. Поскольку в качестве топлива используется дешевый мазут, такие двигатели-трудяги востребованы во многих государствах. После распада СССР брянские машиностроители стали быстро терять рынок. Румыния тоже приобрела лицензию у датчан, начал развивать свое судостроение Китай. Вдобавок российское правительство ввело 30-процентные пошлины на узлы и детали, используемые для выпуска двигателей для российских верфей. Если же машина делается по заказу иностранной компании, то все то же самое можно ввозить по мизерной пошлине - 0,15 процента. В итоге российские танкеры стали дороже румынских или хорватских. К слову, нечто подобное имеет место и по сей день. Новороссийск и Владивосток закупают суда за кордоном в том числе потому, что наше правительство дает гарантии банкам Хорватии и Китая, кредитующим строительство судов по заказам российских пароходств. Добавим, что кредиты там дают под 7-8 процентов, в нашей стране таких дешевых денег не найти.
Но худа без добра не бывает. Брянские промышленники принялись искать иные способы вторжения на мировой кораблестроительный рынок. Например, строить в разных странах склады запчастей и развивать собственный сервис по обслуживанию двигателей. Сегодня, говорит директор акционерного общества "БМЗ-Дизель" Леонид Кайков, их специалисты могут в течение двух суток прибыть к заказчику, в какой бы точке света он ни находился:
- Конкуренты ничем не брезгуют. Посредством политических интриг в свое время прикрыли болгарские верфи. Россию тоже теснят, но иногда экономические интересы заставляют идти с нами на сотрудничество. Вот, скажем, корейцы недавно купили наш вал - их предприятия уже перегружены заказами. Один дизель мы смогли отправить даже японцам, воспользовавшись тем, что судно они строили в Китае, на нашей лицензионной территории. Очень жесткая борьба на рынке запчастей. Основные конкуренты - Южная Корея и Китай, которые до предела опустили цены. Но мы тоже не лыком шиты, развиваем сеть складов по всему миру...
Брянские верфи оживают. Недавно подписан контракт с украинским кораблестроительным заводом, готовятся к подписанию еще два. Традиционный партнер поднимается с колен. Семь лет не продавали двигатели в Керчь, а теперь вот снова возобновят поставки. Одна машина отправлена из Брянска на "Балтийский завод", выполнены заказы "Адмиралтейских верфей" и Комсомольска-на-Амуре.
Но остается открытым вопрос: хочет ли наше правительство, чтобы отрасль развивалась? Танкер строится два года, стало быть, заказчик на это время замораживает средства - в том числе и на строительство дизеля. Нынешняя таможенная политика, требующая уплаты пошлин задолго до того, как судно спустят на воду, остается основным препятствием для российских кораблестроителей. Иногда есть в России такие узлы, но заказчик требует, чтобы на двигатель установили шведский или немецкий компрессор.
Между прочим, брянские дизелестроители 90 процентов продукции отправляют за рубеж. Это экспорт готовой продукции, а не сырья, который истощает ресурсы...