В России набирает популярность новый вид туризма, который предполагает совмещение деловых поездок и отдыха
Оправляясь в командировку в Крым, на Алтай или в Саратов, сотрудник по собственной инициативе продлевает там свое пребывание за счет отпускных дней и отгулов, чтобы позагорать, покататься на горных лыжах или порыбачить на Волге. Совмещает полезное с приятным и при этом экономит отложенные на отпуск деньги.
Что же это такое — деловая поездка с отдыхом в свое удовольствие? В английском языке для этого явления даже придумали специальный термин bleisure — от слияния business (бизнес) и leisure (досуг). Тренд шагает по всему миру — и мы тут не исключение. По данным агентства делового туризма «Аэроклуб», в России за прошлый год популярность таких поездок выросла на 40%, и сегодня тенденция сохраняется.
Выгода очевидна. Закончив с делами, человек встречает на вокзале жену с детьми и селится в ближайшем отеле, кемпинге или санатории. Получается полноценный семейный отдых.
Эксперты объясняют рост популярности таких поездок несколькими причинами. Во-первых, на рынке труда сейчас высока концентрация так называемых миллениалов, которые любят новые впечатления, много путешествуют и не проводят жестких границ между работой и личной жизнью. Во-вторых, с подачи крупных зарубежных компаний многие российские работодатели стали воспринимать совмещение командировок и отдыха как эффективный инструмент поощрения работников и повышения уровня их лояльности. В-третьих, свою роль сыграло и общее снижение доходов населения. Возможности путешествовать даже внутри страны у многих серьезно ограничены, а желание посещать новые города и интересные места осталось. В этом смысле bleisure-туризм — отличная возможность сэкономить хотя бы на билетах.
«Компаниям интересно такое совмещение работы и туризма, поскольку дополнительных расходов они не несут. Понятно, ехать в Нарьян-Мар или Надым желающих не так много, но общее отношение работников к командировкам меняется в лучшую сторону», — отмечает экономист и социолог Алексей Подшибякин.
Статистика агентства «Аэроклуб» свидетельствует, что в списке российских городов, где отправляющиеся в деловую поездку люди не прочь задержаться на неделю-другую, безоговорочно лидирует Москва, за ней Санкт-Петербург, далее на почтительном расстоянии Омск, Красноярск, Хабаровск, Владивосток и Нижний Новгород. Последний, к слову, буквально ворвался в этот список: за последний год популярность этого регионального центра для bleisure-туризма выросла более чем в полтора раза. Что касается зарубежных командировок, то здесь в топе такие города, как Париж, Мадрид, Вена, Шанхай и Нур-Султан.
Впрочем, среди поклонников bleisure-туризма в нашей стране в основном обеспеченные люди. Далеко не каждый сотрудник даже крупной компании легко может позволить себе продлить командировку даже в российском городе, а тем более дополнительно оплатить отдых семьи. Готовы к таким тратам только достаточно высокопоставленные сотрудники — как минимум ведущие специалисты, руководители структурных подразделений или их заместители, а их число все-таки ограниченно.