Петербургский Инженерный театр доказал это на московском фестивале «Форма»
Фестиваль авангардного искусства «Форма»– это всегда десятки акций, спрессованных в один день и одно пространство. У автора этих строк была возможность посетить только ночную кульминацию смотра, прошедшего в минувший уикэнд. Но она впечаталась в сознание мощно – как, впрочем, и происходит обычно на представлениях санкт-петербургского Инженерного театра АХЕ.
Спектакли АХЕ, который скоро справит свое 30-летие – это парадоксальная, свободно летящая и зовущая к свободе мысль. И это яркое, технически виртуозное зрелище с оригинально используемым реквизитом – недаром театр называется Инженерным. Уже названия проектов коллектива говорят о многом: «Танцующая башня», «Депо гениальных заблуждений», «Ахефония»… Неоднократно спектакли АХЕ или их участие в работах других трупп (драматических, балетных) награждались «Золотой маской» и иными престижными театральными премиями.
Нынешний спектакль «Полихром» – из разряда уличных акций. Над помостом в центре фестивальной площади (на сей раз ею стало колоритное «готическое» пространство бывшей фабрики «Трехгорная мануфактура») постепенно сгущается космическая музыка. Ожидание разрешается появлением двух похожих на божков бородачей (в этот момент вспомнился Борис Гребенщиков его интенсивно-бородатого периода) в строгих черных костюмах. Постепенно костюмы начинают скрываться под нацепляемыми пластиковыми комбинезонами, накручиваемыми слоями скотча, мишурой, конфетти, все гуще напыляемыми пятнами краски – красной, синей, желтой, серо-буро-малиновой… Время от времени эти чудища, все менее похожие на людей, заходят за задник-фанерку, видимо, обозначающий трибуну, принимают постное выражение лица и пафосно вещают:
«Нам нужно нечто высшее, чем демократия – товарищеское доверие между членами партии. Владимир Ленин»…
«Я клянусь всем моим людям, что помимо отмирающей конституции буду продвигать необходимые демократические преобразования. Уго Чавес»…
«Демократия, которая не может прокормить свой народ, недостойна того, чтобы продолжать существование. Омар Хасан аль-Башир, президент Судана»…
«Ислам означает все, даже то, что в вашем мире называют свободой и демократией. Да, ислам содержит в себе все. Рухолла Хомейни»…
Подобные высказывания о демократии людей, в разной (мягко скажем) степени с ней связанных, множатся. За словами следуют гимны соответствующих стран и народов. Постепенно, однако, ор музыки, потоки краски и воды все более затрудняют чтение великих мыслей: бумажки с текстами заляпываются, размокают, рвутся. Путаются гимны, за речью иранца Махмуда Ахмадинежада следует «Песня немцев» – эмблема ФРГ. Одно из чудовищ запинающимся голосом лепечет:
«Нам демократии с гвалтом в стране не надо. Нам демократия нужна, когда человек работает, получает хоть какую-нибудь зарплату. Чтобы и хлебушка за… и хлебушка закупить, и молочка, сметаны, творожку. Чтобы… чтобы…», после чего, отчаявшись довести фразу до точки, машет рукой: «И так далее чтобы. Александр Лукашенко».
Верха безумия действо достигает, когда монстры, подобно шварцевскому дракону, начинают изрыгать пламя.
«Друзья, тексты закончились, – объявляют, отстрелявшись, «драконы». – Они покрылись слоями исторической правды. Но вы можете разыскать любые другие слова, какие вам понравятся, в любом другом месте. Пожалуйста, помогите себе сами».
И показывают пример «самопомощи»: малюсеньким ножичком удивительно быстро и ловко срезают с себя весь драконий прикид, складывают этот хлам в коробку и, вновь приняв человеческий облик, отправляют его «почтой России на фабрику переработки мусора».
Сказочка рассказана, мораль продемонстрирована: не так уж сложно освободиться от манипулирующих нами монстров и коросты их лозунгов, надо только захотеть и быть точным в своих действиях.
Вот только сквозь финальные аплодисменты долго еще слышится зацикленная на пленке неясная запись: «Демократия… так что знаете… в деревне у нас говорят – чья бы корова мычала, а ваша бы молчала...» Похоже на компьютерно обработанный голос российского президента, но голову на отсечение не дам.
Следующий визит АХЕ в столицу, как рассказали мне участники, они же авторы нынешнего представления Максим Исаев и Павел Семченко – в сентябре: на территории Музея Москвы они покажут совместную с казахстанским театром ARTиШОК работу под названием – вы правильно догадались – «Байконур». Обещана арена-ринг, на которую явятся персонажи от Юрия Гагарина до Жалмауыз Кемпир (казахской семиголовой Бабы-Яги) и Черного Пастуха (мифического первожителя тех земель, огненными зарядами оборонявшего их от врагов). Без огня – драконьего ли, ракетного – «инженеры», видимо, не могут.