Век на службе Отечеству

В канун Дня Военно-морского флота самое время задуматься об уважении к ветеранам в тельняшках - людям и кораблям

Любуясь закатом солнца в Стрелецкой бухте, нельзя не обратить внимание на это судно необычной конструкции. Мощные лебедки катамарана подсказывают: перед нами морской спасатель. В бинокль читаю название на борту: "Коммуна". Слово явно не сегодняшнее, но и оно не соответствует возрасту корабля. От рождения он был назван "Волховом", и было это аж 100 лет назад! И с той поры корабль находится на службе Отечеству. Рекорд - увы, мало кому известный...

Пустить корреспондента "Труда" на борт старейшего на флоте корабля в пресс-службе Черноморского флота наотрез отказались. Ссылались на режимность (видимо, чертежи катамарана, попав в руки противника, могут изменить баланс сил в мировом океане). В общем, меня послали подальше - в Москву за разрешением. Но строгость приказов, как известно, не гарантирует их исполнения. Я отправился к причалам совместного базирования российских и украинских кораблей. Приветливо взяв под козырек, украинский контрактник распахнул калитку и велел кланяться реликту российского флота.

Корабли как люди: у каждого своя судьба, свой характер. Есть бахвалы с придуманной героической биографией. А есть такие, что напоминают наших стариков в выцветших тельниках: и воевали, и тонули, и горели, а героических слов клещами не вытянешь. Все в себе...

Построенный по указу Николая II, корабль по сей день в составе ВМФ России. Его заложили сразу же после первой катастрофы с российской подлодкой в Черном море - и в этом чувствуется уважительное отношение к жизням моряков. Избороздив моря и океаны, пережив потрясения революций, войн и горького раздела флота, он упорно не желает расставаться с морем. До столь почтенного возраста корабли доживают крайне редко. Даже если не воюют - коррозия и море неумолимо делают свое дело. А наш плавучий раритет и сегодня в полном здравии.

Капитан Анатолий Ишинов в общении с прессой необыкновенно суров. На поверку же бывалый моряк оказался весельчаком и балагуром. Для начала потащил меня по вертикальному трапу в ходовую рубку. Признаюсь, карабкаться на высоту 12-го этажа по железному трапу - удовольствие не из приятных. Особенно если помнить, что предстоит возвращение. А капитан уверяет, что вестовые матросы подымаются по трапу намного проворнее с чайником кипятка в одной руке...

С гордостью капитан знакомит с экспонатами корабельного музея. О том, какое значение спасателям придавали на русском флоте, говорит факт: при спуске судна на воду присутствовал сам император, а его дочь, великая княжна Мария, стала крестной матерью корабля. Тогдашние подлодки были маленькими, водоизмещением в 600 тонн, но "Волхов" сделали на вырост: грузоподъемность составляла 1000 тонн. Глубина погружения первых русских субмарин ограничивалась 30 метрами, а судоподъемник катамарана мог работать на 100 метрах!

Изготовленный из особо вязкой путиловской стали с помощью специальной ковки корпус корабля и по сей день почти идеален (тогда как металлические конструкции современных кораблей ржавеют и превращаются в труху в течении 30 лет). Клепаный корпус без всяких покрытий по прошествии 100 лет остался таким же, как при спуске на воду.

Боевое крещение "Волхов" принял в Первую мировую. В 1922-м его переименовали в "Коммуну". А вскоре корабль ухитрился заработать благодарность королевы Великобритании, сумев достать с большой глубины погибшую британскую субмарину с телами подводников. Тела передали на родину, а лодку оставили себе. Пролежавшая несколько лет на дне подлодка была отремонтирована и еще долго служила советскому флоту. Попутно наши конструкторы заимствовали ряд технических решений.

Великая Отечественная застала спасатель в блокадном Ленинграде. Штрихи из биографии: дизелюха Александра Маринеско после выполненного "Коммуной" ремонта в первом же бою отправила на дно огромный немецкий транспорт. А собственные пробоины от немецких снарядов моряки-спасатели латали на ходу, собственноручно. За свою долгую службу катамаран пришел на помощь сотне с лишним подводных и надводных кораблей.

Замечательный писатель-моряк Виктор Конецкий подметил: в те годы стать спасателем означало ходить под тюрьмой или того хуже. В каждой катастрофе искали виновных и диверсантов, все ЧП засекречивались. И спасателей наградами не баловали. Наш корабль-труженик ухитрился за целый век честной и самоотверженной службы не заслужить ни одной государственной награды. А ведь было за что наградить! В конце 1960-х на флоте заговорили о совершенно новом направлении спасательных работ - глубоководных обитаемых подводных аппаратах. Роль носителя спасательного аппарата "Коммуне" подходила как нельзя лучше.

После перехода в состав Черноморского флота у катамарана началась новая жизнь. Кстати, на сооружение лесов вокруг ремонтируемого судна ушло 500 кубов пиломатериалов. Говорят, половина дач вокруг Севастополя выстроено из списанных "коммунарских" досок. Спустившись с палубы "Коммуны", глубоководный аппарат "Поиск-2" в 1975-м достиг рекордных 2026 метров. Без наград тогда осталась лишь "Коммуна". С распадом Союза военный экипаж был расформирован, гражданское ведомство содержать долгожителя отказалось. "Тогда с корабля не вынесли разве что командирский сейф и царский подарок - рояль. Да и то по простой причине: не проходили в дверь! - с горечью вспоминает капитан Анатолий Ишинов. - В канун раздела Черноморского флота в 1992 году спасатели в числе первых подняли андреевские флаги".

А что теперь? На флоте грядет очередное сокращение. Будут "пущены на иголки" в числе прочих кабелеукладчик, морской транспорт, госпитальное судно "Енисей". Может попасть в печальный список и реликвия флота. А между тем в городе морской славы нет ни одного корабля-музея. Экскурсоводы показывают многочисленным туристам единственную украинскую подлодку (после 20-летнего ремонта она все-таки осилила выход в море) и здание штаба российского флота. Вот и все...

Пять лет назад командование флота сочло 95-летие датой не круглой и отделалось присылкой баяниста. С предложением достойно отметить столетие корабля-ветерана опять стучусь к командованию ВМФ, в комиссию Совета Федерации по национальной морской политике к адмиралу Попову, в приемную президента РФ. Чиновники в погонах бубнят: 100-летняя дата в их приказах не значится, поскольку так долго корабли не живут. И награждение кораблей не предусмотрено:

В канун Дня Военно-морского флота экипаж все силы бросил на покраску корпуса. С улыбкой вспоминают прошлое лето, когда моряки сбились с ног, пытаясь правдами и неправдами раздобыть 800 кг краски. Краски тогда хватило лишь на левый борт. Им-то и поставили корабль к гостевой трибуне, с которой за парадом должен был наблюдать Владимир Путин. А еще несколько лет назад работавший тогда президентом Дмитрий Медведев наградил почетной грамотой крейсер королевского ВМФ Британии "Белфаст".

Обидно!

Личное дело

Первый отечественный спасатель - двухкорпусное судно-катамаран "Волхов" было заложено по указу императора Николая на Путиловской верфи в Санкт-Петербурге в 1912 году. Водоизмещение - 3100 т, длина - 96 м, ширина -18,3 м, осадка - 4,5 м. Подъемная сила - 1000 т. Дальность плавания - 4000 миль (32 т топлива), скорость хода - 10 узлов. Штатная численность экипажа: 11 офицеров, 60 матросов, 24 водолаза.