Формула-1 пересекла экватор

Виталий Петров пока ограничился одним подиумом

В чемпионате мира по автогонкам в классе Формулы-1 пройдено 10 этапов из 19. «Труд» подводит предварительные итоги самого престижного автотурнира.

У «Ред Булла» отобрали выхлопы

О нынешнем сезоне любители «королевских гонок» отзываются неоднозначно. Отдельные гонки складываются крайне драматично, но в целом чемпионат проходит под знаком тотальной гегемонии «Ред Булла» и солидного отрыва его ведущего пилота Себастьяна Феттеля. От прозвища «новый Шумахер» Феттелю в ближайшем времени не избавиться — но к великому Михаэлю первый Кубок пришел в 25 лет, а его молодой соотечественник близок к статусу двухкратного чемпиона уже в 24 года.

Впрочем, на последних двух этапах — в Великобритании и Германии — осанны «быкам» приутихли. Гонка в Сильверстоуне осталась за «Феррари», трасса в Нюрбурге покорилась «Макларену». Феттель же на домашнем для себя этапе впервые в сезоне не попал на пьедестал, финишировав четвертым с отставанием в 48 секунд.

При этом к Себу претензий быть не может. Причина спада кроется в техническом регламенте: аккурат перед Сильверстоуном было ограничено использование выдувных диффузоров. Если раньше при отжатой педали акселератора выхлопные газы продолжали вырабатываться с той же интенсивностью (что обеспечивало лучшую прижимную силу болида), то теперь от прежнего объема осталось лишь 10% выхлопов. По мотору «Ред Булла» ново-введение ударило больнее всего. «Газировщики» возмущались самовластием Международной автомобильной федерации (FIA), затеявшей реформы в разгар сезона, и даже грозились бойкотировать гонку. Скандал удалось замять.

У нововведения есть уважительная формальная причина. Его рассматривают как первый шаг на пути к новой конфигурации мотора, на который болиды «пересядут» через два-три года. Четырехцилиндровые турбомоторы уменьшат расход топлива, и гонки станут более экологичными, за что так ратует широкая общественность. Революционное решение уже сейчас вызывает массу прений и даже грозит расколом команд Ф-1 на два лагеря.

Интрига скорее мертва, чем жива

Но это долгосрочная перспектива. Пока же FIA заодно пытается вернуть интерес публики к текущему чемпионату. В истории «королевских гонок» такая ситуация не нова: чтобы «притормозить» «Феррари», безраздельно доминировавшую в начале века, регламент переписали чуть ли не наполовину. Но эксперты сходятся на том, что интригу уже не возродить. В прошлом году для победы Феттелю хватило 256 очков, сейчас, за 9 этапов до конца, у него уже 216. Одна победа и пара финишей на пьедестале — все что нужно Себу для официального оформления чемпионства. В свое время так побеждал Ален Прост: создав задел в первой половине сезона, легендарный француз сбавлял обороты и спокойно добирал нужное количество баллов.

Скорее всего, на Гран-при Венгрии, намеченном на ближайшие выходные, болельщики в последний раз увидят неуверенное выступление Феттеля. После Будапешта гонок не будет почти месяц, и за это время инженеры «Ред Булла» во главе с Эдрианом Ньюи должны найти управу на регламент. Ведь техническое превосходство «быков», о котором мир автоспорта только и говорит в последние годы, — главный фактор их успеха. Конкурентам остается лишь завидовать совершенным тормозной и аэродинамической системам болида RS27-2011. Злопыхатели даже окрестили его «самовозкой» — мол, с ним любой бы стал чемпионом. По слухам, у «быков» может не хватить средств, чтобы поддерживать такой технический уровень в следующем сезоне. Но в этом они не должны упустить свое.

Шумахер остался первым только по зарплате

Если болиду «Ред Булла» нет равных по управляемости, то самый резвый автомобиль сегодня имеет «Феррари». Именно благодаря скорости Фернандо Алонсо выиграл гонку в Сильверстоуне с преимуществом в 16 секунд. Отпраздновав успех, испанец заявил, что о турнирных перспективах предпочитает не думать. Главное сейчас для двукратного чемпиона мира — работать, работать и еще раз работать. Нужно отметить, что по части «колдовства» над болидом в ходе чемпионата «Скудерия» выглядит предпочтительнее соперников. Что неудивительно, учитывая то, что самая богатая команда пелотона готова спустить в течение сезона более 110 млн. евро.

Весной новинку за новинкой внедрял и «Макларен», но затем энтузиазм британской конюшни иссяк. В борьбе за вторую строчку Кубка конструкторов, призванной компенсировать «золотую» интригу во второй половине сезона, «Макларен» пока лидирует. Происходит это за счет человеческого фактора: оба пилота, чемпионы мира Дженсон Баттон и Льюис Хэмильтон, выступают стабильно и имеют в своем активе победы. В то время как у «Феррари» за двоих отдувается Алонсо: его партнер Фелипе Масса после тяжелой травмы, полученной два года назад, пока не может вернуться на прежний уровень.

Те же проблемы у «Мерседеса»: Нико Росберг отчаянно борется, а 41-летний Михаэль Шумахер являет бледную тень себя прежнего. Если в прошлом году этот дуэт ездил под вывеской «молодость против опыта», то теперь противостояние можно считать оконченным: Шумахер еле входит в десятку. Впрочем, «Мерседес» пока копит технические и финансовые ресурсы, чтобы бросить вызов лидерам года через два, а пока Красный Барон успешно выполняет пиар-функции, заодно являясь самым высокооплачиваемым гонщиком падокка (32 млн. евро за сезон).

Петрову не хватает опыта

Отечественный болельщик может порадоваться за Виталия Петрова — первый русский пилот Формулы-1 проводит этот сезон гораздо увереннее предыдущего. Если год назад после 10 этапов в его пассиве было три схода с дистанции, то сейчас только один. В каждом интервью Петров уверяет, что учится и набирается опыта и в будущем только прибавит.

Вместе с тем на большее, чем на попадание в десятку, ему трудно рассчитывать. Дело не столько в ограниченных возможностях болида «Лотус-Рено» (с этим, в частности, связаны неудачи на последних двух этапах — по той же причине, что и у «Ред Булла»), сколько в квалификации самого Петрова. Эксперты отмечают, что у россиянина нет необходимой гонщику Формулы-1 базы: если Феттель, «гоняя» с 7 лет, раскрыл свой талант в достаточно раннем возрасте, то Виталий начал карьеру лишь в 17 лет. Отсюда и большое количество технических огрехов по ходу гонок. 26-летнему Петрову остается ориентироваться на пример Марка Уэббера, расцвет которого начался в 32 года.

Пока же выборжанин довольствуется гарантированным местом в составе «Лотус-Рено». Боссов конюшни не смущает неопытность Виталия — куда важнее для них спонсорские деньги, которые он приносит. По слухам, российские компании отчисляют Петрову до 15 млн. евро за сезон, делая его самым прибыльным из всех пилотов — лишь Серхио Перес из «Заубера» старается не отставать.

Общий зачет