Татьяна Данченко: «Наташа Ищенко обречена на долгое лидерство»

Знаменитый тренер — «Труду»

На чемпионате мира в Шанхае сборная России добилась феноменального результата: выиграла семь золотых медалей из семи возможных. Один из главных авторов этой победы — знаменитый тренер Татьяна Данченко рассказала корреспонденту «Труда» о прошедшем чемпионате, об олимпийских перспективах и особенностях подготовки новых программ.

«Судьи вытягивали Китай, но в допустимых пределах»

— Татьяна Евгеньевна, в каких видах программы вы почувствовали самую острую конкуренцию со стороны соперников?

— Пожалуй, в техническом виде групповой программы и в комбинации. Причем эту конкуренцию особо остро мы чувствовали еще до начала чемпионата. Китайские СМИ так остро и жестко провели пиар-акцию, что после их публикаций нам действительно стало немного боязно. По словам китайских тренеров и руководителей их федерации, можно было подумать, что они нам разве что в программе соло позволят взять «свою» победу. Но на самом деле уровень их выступления оказался не таким высоким, как нам это обещали.

— Тем не менее в некоторых видах программы китаянкам оценки завысили…

— Несомненно. Но все-таки в привычных, допустимых пределах. Такого не было, чтобы, например, с реального восьмого-девятого места их тянули в призеры. Благосклонность судей могла сказаться лишь в том случае, если бы две команды или две спортсменки примерно с равными шансами претендовали на одно место. Именно так и случилось в борьбе китаянок с испанками и канадками. А наши синхронистки просто не давали повода для того, чтобы их поставили на более низкую ступень, чем их соперниц, пусть даже и хозяек соревнований.

— От кого ждете наибольшей конкуренции в Лондоне?

— В двух видах олимпийской программы — дуэтах и группах — за минувший год наибольшего прогресса в плане мастерства и усложнений программы достигли китаянки, которым ставит программу японская специалистка, а также канадки, с которыми работают свои же тренеры. Как быстро они дальше будут прибавлять, мне сейчас трудно гадать. Главное, чтобы у нас шел стабильный прогресс во всех компонентах.

«Ищенко заменить невозможно»

— Чисто теоретический вопрос: если бы в Шанхае что-то случилось с Ищенко, кем бы вы ее заменили?

— Боюсь, что никем. Наташа должна была выступать на чемпионате мира в любом состоянии, на волевых усилиях. А если отвечать на ваш чисто теоретический вопрос чисто теоретически, то при замене Наташи на другую спортсменку сложно было говорить даже о попадании в призеры, не говоря уж о победе в любом из шести видов программы, где Ищенко участвовала. Причем, как ни странно вам покажется, отсутствие нашего лидера в групповых упражнениях оказалось бы для сборной России еще болезненнее, чем в соло или дуэте. Дело в том, что некоторые упражнения в составе группы может выполнять только Ищенко. В нашей команде есть запасные спортсменки, но они могут заменить лишь тех, которые держат Наташу снизу. Почти во всех поддержках роль «верхней», условно говоря, только она выполняет. Два «колеса» только она делает. Так что Ищенко у нас незаменима.

— По вашим агентурным данным, лидер испанок Джемма Менгуаль может вернуться в большой спорт к Лондону-2012?

— Еще несколько лет назад эта спортсменка действительно являлась лидером испанской сборной. Она однажды выигрывала в соло у Наташи на чемпионате Европы, но за очень небольшим преимуществом. А чемпионкой мира становилась в составе испанской сборной в комбинации, когда российская сборная отказалась выступать в этом виде программы. Но в ноябре 2010 года Джемма родила, а в апреле ей уже исполнится 35 лет. Маловероятно, чтобы в таком возрасте она смогла бы составить реальную конкуренцию Ищенко и Ромашиной, выступая в дуэте с кем-либо. А на следующем чемпионате мира испанке будет 36 лет — почти как мне сейчас. Так что вряд ли Наташе следует ее опасаться.

— Как долго будут отдыхать наши чемпионки?

— Официально — до середины сентября. А потом, может быть, еще им недельку прибавим.

— Все это время они будут как-то самостоятельно тренироваться?

— Мы девочкам никаких индивидуальных планов занятий не стали составлять. Пусть отдохнут душой и телом. А если и потренируются, то только в свое удовольствие и по своему усмотрению. Ведь все они — настоящие профессионалы.

— А не боитесь, что та же Ищенко прибавит несколько килограммов и партнершам будет сложнее ее подбрасывать?

— В данный момент при росте 1 метр 77 сантиметров Наташа весит менее 50 килограммов. Для ее же собственного здоровья и самочувствия хорошо было бы ей набрать несколько килограммов. Дело в том, что в течение сезона у нее не бывает даже определенного периода, когда идет целенаправленная сгонка веса тем или иным способом. За 11 месяцев работы Наташа обычно постепенно сбрасывает около 10 килограммов. А в период предсоревновательной подготовки и в течение турнира ранга чемпионата мира или Европы у нее вес даже слишком мал. Просто потому, что от перегрузки мышцы горят. Значительную часть суток она проводит в бассейне, работая в соло, в паре и группах.

«Музыкальный семейный подряд наших синхронисток»

— С чего начнется подготовка к новому, олимпийскому сезону?

— С подбора музыкальных программ. А еще до того — с поиска образа. Например, образ Ведьмы для Наташи я выбрала как некое противопоставление всем знакомому образу Лебедя из «Лебединого озера».

— Чьи сочинения легли в основу этого музыкального аккомпанемента?

— Честно говоря, я даже сейчас этого не знаю. Я исходила из принципа: если озвучивать ведьму, то музыка должна быть как можно более страшной. Я ходила по музыкальным точкам и скупала подряд все музыкальные композиции, которые могли бы соответствовать этому требованию. А потом шла кропотливая работа со звукорежиссером.

— Правда, что этот звукорежиссер и даже автор музыки для выступления российских синхронисток — ваш родственник?

— Это мой родной брат Владимир Тепляков. И еще на первом этапе отбора материала мне помогает моя дочка Елена Терновская — большой кусок музыкального сопровождения для «Ведьмы» именно она нашла. Хотя она тренером давно самостоятельно работает. Ее подопечные — 10-11-летние девочки. А Володя раньше готовил музыкальное сопровождение для всей российской сборной. Теперь только со мной работает над сопровождением для дуэтов и для соло, а для групповых видов программы Татьяна Николаевна Покровская подбирает музыку с другим человеком.

— В выборе музыки вы проявляете абсолютную диктатуру?

— Вовсе нет. Всегда советуюсь с Ищенко и Ромашиной. А иногда и они что-то предлагают. Например, диск с музыкой к номеру «Куклы» именно Наташа принесла. Но весь отобранный музыкальный материал, который может быть использован к какому-то конкретному образу, «вываливаю» на своего брата именно я, предварительно максимально сократив, урезав все лишнее. И потом, наша работа дуэтом идет долго. А порой даже мучительно. Иногда из отдельных композиций выхватываются лишь отдельные секундные куски, зачастую разные произведения разных авторов незаметно переходят одно в другое. Брату для этого с помощью компьютера приходится немало потрудиться, ведь в нашем виде спорта музыка для души и музыка для работы — разные понятия. Мой принцип: музыкальный отрывок должен держать в непрерывном тонусе и зрителей, и арбитров. Если хотя бы на несколько секунд «уши устают», приходится в этом месте что-то менять. Например, «сжимать» отдельные части мелодии до минимума. Скажем, в музыкальной композиции «Фигаро» мы использовали пение трех разных вокалистов. Но Володя столь мастерски свел их голоса на компьютере, что постороннему уху кажется: поет только один человек.

— «Фигаро» вы, наверное, готовили для чемпионата мира в Риме?

— Да, каждый год мы кардинально меняем номера во всех видах программы. Конечно, в определенной мере учитываем особенности основной части публики, которая будет присутствовать на трибунах. Для итальянцев выбрали их композитора Россини.

«В Лондоне сделаем ставку на британские мелодии»

— Значит, к Лондону вы подготовите попурри из британской музыки?

— Вполне вероятно, что за основу возьму только какого-нибудь известного английского персонажа, а уже под него буду подбирать соответствующую его образу музыку. А возможно, будем использовать именно всемирно известные британские мелодии.

— Но в музыкальном шоу-бизнесе британцы впервые стали всемирно популярными только в 1960-х годах. Не боитесь, что ныне живые авторы потребуют от вас проценты?

— Пока мы имели дело с Россини, Чайковским и другими авторами, с подобной проблемой я еще не сталкивалась. До сей поры брат придирался ко мне только с тем, что «сами композиторы были бы против того, как я нещадно перекраиваю куски их произведений». И еще, чтобы «гладко сшить» эти компоненты друг с другом, Владимир сам сочиняет переходы. Так что по хронометражу доля его авторства порой составляет от 25 до 50%. А композицию «Джунгли» он сам написал. К тому же у нас не гольф, не футбол, не теннис-то есть не коммерческий вид спорта. Я даже не знаю, как в международной федерации этот вопрос оговорен. Я уверена: любой музыкант был бы рад увидеть красивую иллюстрацию своего произведения в исполнении синхронисток.

— Под водой спортсменки слышат музыку?

— Гораздо хуже, чем над водой. Потому при отработке каждых новых композиций они вынуждены постоянно считать про себя. Если выступают «на автомате», по наитию, сразу начнут сбиваться с общего рисунка. Это уже проверено практикой.

— А какие-то особенности олимпийского бассейна вы будете учитывать?

— На данном этапе это делать слишком рано. В 2011 году у спортсменок нашей сборной выступлений уже больше не будет. А первые международные соревнования 2012 года пройдут в апреле именно на будущей олимпийской арене. Так что до Олимпиады у нас еще будет время и возможность сделать какие-то коррективы с учетом особенностей лондонского бассейна.

Досье «Труда»

Татьяна Данченко, тренер

Родилась 6 ноября 1971 года.

Достижения: чемпионка СССР, победительница чемпионата Европы среди юниоров, мастер спорта международного класса. Как тренер работала с Марией Киселевой, затем подготовила дуэт четырехкратных олимпийских чемпионок Анастасия Давыдова — Анастасия Ермакова, а также 16-кратную чемпиону мира Наталью Ищенко и 11-кратную чемпионку мира Светлану Ромашину. В сборной России возглавляет соло и дуэты.