На этой неделе счет дней до открытия реконструированного исторического здания Большого театра впервые пошел на двузначные числа. Корреспондент «Труда» побывал в театре и оценил степень его готовности.
Когда в 2005 году театр закрывали, отремонтировать его хотели за три года и на сумму 15 млрд. рублей. Вышло — за шесть лет и за 20 млрд. То, что реконструкция не просто назрела, а перезрела, было очевидно. Фундамент сгнил еще в конце XIX века. Строитель здания, выдающийся театральный архитектор Альберт Кавос поставил его в 1856 году на дубовые сваи, которые были идеальны в условиях здешней влажной почвы. Но скоро Неглинку и другие местные речки забрали в подземные трубы, грунт высох, и дуб начал стремительно разрушаться. С тех пор целое столетие пришлось бороться с постоянными просадками и капитальными трещинами — такими, которые рассекали все здание от фундамента до кровли. Этих трещин накопилось 15, расхождения в кладке достигали 30 сантиметров, а износ самой кладки — 70 процентов. Автор этой заметки еще в 2006 году видел, как реконструкторы производили так называемую вычинку — укрепление сохранившихся кирпичей, замену разрушившихся на новые и инъектирование кладки скрепляющим составом.
Критический момент наступил весной 2009 года, когда работы были уже на год просрочены. Большой тогда находился в буквальном смысле в подвешенном состоянии — снят со старого фундамента и поставлен на 7 тысяч временных свай, забитых в грунт, а в это время шло сооружение новой укрепленной коробки глубиной шесть уровней, на которую предстояло потом уже стационарно установить гигантское здание — кстати, памятник федерального значения. Ответственность огромная.
Но рабочих на стройке в тот период было всего 400 человек. Больше прежний организатор работ — дирекция Министерства культуры по строительству, реконструкции и реставрации — обеспечить не могла. Сил требовалось едва ли не в десять раз больше.
В этот момент получил уникальный шанс обессмертить свое имя один из попечителей Большого — владелец инвестиционной группы «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов. Он поступил просто, как только могут миллиардеры: купил на корню
Сейчас почти все работы закончены. Здание стало длиннее на 10 метров, что дало возможность увеличить глубину сцены до 46 метров. Сама сцена, конструкции которой поставила известная немецкая фирма
Особого внимания требовала акустика. Один из лучших в звуковом отношении в XIX веке, зрительный зал постепенно терял свои качества с переделками советского времени, когда пространство под полом ради устойчивости залили бетоном, а порушившиеся части лепнины из звонкого
Ну, а что до засценной части, то она за счет шестиярусного подземного пространства увеличилась вчетверо.
Откроется театр 28 октября