Открытие Большого увидят в 600 кинотеатрах Европы

Но Россию такой привилегии лишили

На этой неделе счет дней до открытия реконструированного исторического здания Большого театра впервые пошел на двузначные числа. Корреспондент «Труда» побывал в театре и оценил степень его готовности.

Когда в 2005 году театр закрывали, отремонтировать его хотели за три года и на сумму 15 млрд. рублей. Вышло — за шесть лет и за 20 млрд. То, что реконструкция не просто назрела, а перезрела, было очевидно. Фундамент сгнил еще в конце XIX века. Строитель здания, выдающийся театральный архитектор Альберт Кавос поставил его в 1856 году на дубовые сваи, которые были идеальны в условиях здешней влажной почвы. Но скоро Неглинку и другие местные речки забрали в подземные трубы, грунт высох, и дуб начал стремительно разрушаться. С тех пор целое столетие пришлось бороться с постоянными просадками и капитальными трещинами — такими, которые рассекали все здание от фундамента до кровли. Этих трещин накопилось 15, расхождения в кладке достигали 30 сантиметров, а износ самой кладки — 70 процентов. Автор этой заметки еще в 2006 году видел, как реконструкторы производили так называемую вычинку — укрепление сохранившихся кирпичей, замену разрушившихся на новые и инъектирование кладки скрепляющим составом.

Критический момент наступил весной 2009 года, когда работы были уже на год просрочены. Большой тогда находился в буквальном смысле в подвешенном состоянии — снят со старого фундамента и поставлен на 7 тысяч временных свай, забитых в грунт, а в это время шло сооружение новой укрепленной коробки глубиной шесть уровней, на которую предстояло потом уже стационарно установить гигантское здание — кстати, памятник федерального значения. Ответственность огромная.

Но рабочих на стройке в тот период было всего 400 человек. Больше прежний организатор работ — дирекция Министерства культуры по строительству, реконструкции и реставрации — обеспечить не могла. Сил требовалось едва ли не в десять раз больше.

В этот момент получил уникальный шанс обессмертить свое имя один из попечителей Большого — владелец инвестиционной группы «Сумма Капитал» Зиявудин Магомедов. Он поступил просто, как только могут миллиардеры: купил на корню организацию-генподрядчика («СУИ Проект»), став распорядителем стройки. Параллельно по поручению президента России была создана межведомственная рабочая группа по реконструкции Большого. Это дало возможность добыть нужное количество строителей.

Сейчас почти все работы закончены. Здание стало длиннее на 10 метров, что дало возможность увеличить глубину сцены до 46 метров. Сама сцена, конструкции которой поставила известная немецкая фирма «Бош-Рексрот», состоит из семи подъемно-опускных блоков, способных перемещаться вверх-вниз на 23 метра. При опускании на определенную глубину может происходить смена покрытия — убирается горизонтальная твердая оперная сцена и взамен нее из специального бокса выкатывается мягкая балетная с наклоном 4 градуса. Смонтирован самый большой в стране пожарный железный занавес, опускание которого (при весе конструкции 300 тонн) происходит за полминуты.

Особого внимания требовала акустика. Один из лучших в звуковом отношении в XIX веке, зрительный зал постепенно терял свои качества с переделками советского времени, когда пространство под полом ради устойчивости залили бетоном, а порушившиеся части лепнины из звонкого папье-маше заменили глухим цементом. Сейчас усилиями 950 реставраторов полностью восстановлено и папье-маше, и золочение деталей (на него ушло свыше 4 килограммов сусального золота), и люстры со 150 тысячами подвесок. К счастью, сохранилась большая часть обшивки зала акустической елью, которую в свое время придумал Кавос. А устанавливаемые на место утраченных новые панели из аналогичного дерева прошли контроль ведущей акустической фирмы Германии «Мюллер ББМ».

Ну, а что до засценной части, то она за счет шестиярусного подземного пространства увеличилась вчетверо.

Откроется театр 28 октября гала-концертом в присутствии высших руководителей страны. Его увидят не только 1740 зрителей (столько мест теперь в Большом), но и публика 600 кинотеатров Западной Европы, куда пойдет прямая трансляция. Почему не в наши кинозалы? На этот вопрос гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов ответил так: «Спросите у хозяев этих кинозалов. И ответ услышите такой: пожалуйста, платите аренду и транслируйте все что хотите».