Шурик поневоле

Почему Александр Демьяненко не хотел быть блондином-очкариком?

Судьба как будто бы подшутила над ним. После «Операции «Ы» и «Кавказской пленницы» его герой-очкарик обрел поистине всенародную любовь. Триумфом стала и третья комедия — «Иван Васильевич меняет профессию». Но ярлык «Шурика» сыграл с Александром Демьяненко злую шутку. На съемках у Гайдая его упорно перекрашивали из брюнета в блондина. Превращая, по его собственному мнению, из прирожденного трагика в шута. Из скептика — в бодрого оптимиста. А он хотел только одного: быть самим собой. То есть не комедийным, а «серьезным» драматическим артистом.

Ковбойка с вихрами

Он рано поседел — это было наследственное. И наотрез отказался краситься. Его Шурик ушел в прошлое: он балагурил, смеялся и смешил народ только на экране. А в реальности существовал пожилой актер не самого известного питерского театра с символическим названием «Приют комедианта», игравший драматические роли.

Он раз и навсегда открестился от прежнего образа. В итоге его связывала с Шуриком только тонкая пуповина воспоминаний. И — прежнее обожание зрителей. «Перервать его нельзя, — объяснял он, — память не плацента. Но и напяливать на седьмом десятке ковбойку и парик с соломенными вихрами по меньшей мере глупо». Дошло до того, что напоминать Демьяненко о Шурике стало не просто бестактностью, а, с его точки зрения, оскорблением. Это был верный способ вызвать его гнев и бурю негативных эмоций. В 1998-м я после спектакля пришел к артисту за кулисы. На колченогом стуле среди реквизита сидел уставший, сердитый человек и восклицал с искренней неприязнью и раздражением: «Шурик, Шурик! Ну сколько же можно! Бессмысленно питаться воспоминаниями!»

Старые комедийные фильмы со своим участием он не смотрел. Когда их показывали по телевизору, выходил из комнаты. О нелюдимости Демьяненко ходили легенды. Он избегал артистических тусовок и вообще редко появлялся на людях. Любил дачу, полежать на диване, почитать мемуары. Надевал наушники, чтобы не мешать домашним, и слушал классическую музыку. Часто — реквиемы. О личной жизни говорил скупо: «Жена Людмила — режиссер дубляжа на „Ленфильме“. Приемная дочь Анжелика Неволина — актриса Малого драматического театра. Все у нас хорошо».

С начала 90-х он почти не снимался в кино, объясняя это своей невостребованностью у режиссеров. На вопрос: «Чем зарабатываете на жизнь кроме театра?» — отвечал: «Чем бог даст. Дубляжом. На концерты иногда зовут. Кина нету». По сути, он остался за бортом. Но все-таки сыграл спившегося охранника в фильме «Рэкет», а также в «Старых песнях о главном-3» (своего рода римейке «Ивана Васильевича...») и мыльном сериале «Клубничка». О «Клубничке», несмотря на выпады кинокритиков, отзывался с сочувствием и говорил, что охотно снялся бы еще в чем-нибудь подобном: «Это не стыдный труд: маленький праздник для зрителя по утрам — незатейливый сюжет, который создавал настроение». И добавлял: «Работа — на износ. По напряжению ее можно сравнить с забоем в шахте. Но так все-таки лучше, чем медленно умирать на койке».

Каждый день снимали новую серию, и ему приходилось жить в Москве — в гостинице и на съемной квартире. Домой приезжал только на выходные, однако по вечерам все равно играл в театре. Однажды на вопрос: «Часто ли вам приходилось переступать через себя?» — честно ответил: «К сожалению, приходилось, чтобы решить меркантильные проблемы. За какую-то нелюбимую работу, глядишь, заплатят, а иначе порой и не заработаешь ни фига...» Иногда жаловался: «Меня убивает, когда на улице тычут пальцем и хлопают по плечу. Лучше, если бы вообще не замечали. Особенно это раздражало во время безработицы: ты никому не нужен, а тебя все равно продолжают узнавать. Невыносимо!»

«Бомж» на площади

На сцене «Приюта…» он появлялся четырежды в месяц. В трагедии «Антигона» исполнял роль фиванского царя Креонта, который по сюжету был вынужден отдать приказ о мучительной казни своей любимой племянницы. А в спектакле «Владимирская площадь» сыграл своего Гамлета — гремевшего в молодости, а затем забытого киноактера. То есть по сути самого себя.

Герой пьесы Паша (Павел Сергеевич) — бомж поневоле, которого выставили из дома собственные дети. Интеллигент в эпоху лихих 90-х, материально (но не духовно) падший. Жесткая роль никак не вязалась с образом ясноглазого Шурика, полного веры во все самое-самое лучшее. В начале первого действия Паша — Демьяненко появлялся на сцене с плакатом на груди: «Граждане, помогите! Я не ел три дня!» Сам артист говорил: «После бешеного успеха у Гайдая и последовавшей за этим безработицы я и сам не раз испытывал такое».

Или другая сцена: Паша — Демьяненко после долгого воздержания от спиртного брал в руки кружку с водкой. И делал это так, что становилось ясно: человек долго не пил, ему действительно очень хочется выпить и, главное, он испытывает от первого глотка совершенно неподдельное удовольствие и облегчение. Сам Демьяненко признавался: «После занавеса трудно не выпить рюмку. Необходимо успокоиться, забыть разгон эмоций. А спиртное мне помогает. Но зависимости уже нет».

Под занавес одной из бесед я спросил у Александра Сергеевича: «Вы уверены в своем будущем?» Он саркастически усмехнулся: «Да кто же в нем уверен, кроме идиотов?» Тем не менее именно по его просьбе в далеко не лучезарном сценарии «Владимирской площади» переписали финал — с трагического на счастливый. Он объяснил: «Пусть зрителям будет уютней покинуть зал. Лучше все-таки уходить с надеждой, чем без нее…»

Перебои с сердцем начались у него в середине 90-х после резкого разговора с новым режиссером петербургского Театра комедии Татьяной Казаковой, которая высокомерно бросила: «Как артиста театра я вас не знаю!» Он не выдержал, хлопнул дверью… и оказался на улице. А потом — в «Приюте комедианта».

В августе 1999-го Александра Демьяненко не стало: второй инфаркт. Ему было 62. А в молодости он чудом избежал смерти в авиакатастрофе. В тот день разбился самолет, на котором летела сборная команда советских футболистов. Там должен был находиться и он. Но по каким-то служебным обстоятельствам не смог полететь и сдал билет.

«Все — в персидских коврах!»

Вспоминает приемная дочь артиста Анжелика Неволина:

— Я в какой-то мере заменила дяде Саше родных детей. Когда они с мамой встретились, мне было 11, а ей — 35. Оба прежде были не слишком счастливы в браке. А вместе у них началась другая жизнь, полная любви, радости и уважения друг к другу.

Незадолго до смерти Александр Сергеевич стал страдать стенокардией. Но в силу характера на этом не зацикливался. Держался на лекарствах (нитросорбите). Но конфликт с Татьяной Казаковой его подкосил. Вступив в должность, она вызывала на ковер всех артистов театра. А ему сказала примерно следующее: «В кино я вас видела. А вот на сцене — увольте...» Хотя он работал в Театре комедии с 1984 года и сыграл там несколько ярких ролей. «Ну, все ясно, значит, уволен я!» — вспылил он. Вышел из ее кабинета с белым лицом.

На съемках «Клубнички» у него произошло отслоение сетчатки. Перестал видеть правый глаз. В Москве сделали операцию — это был первый в его жизни наркоз, он перенес его довольно тяжело. И потом сдал — проявились скрытые болячки. За полгода до 22 августа (день смерти артиста. — «Труд») его положили на обследование в кардиоцентр и объявили: необходимо коронарное шунтирование. Он был в ужасе и всячески оттягивал этот момент. «Все что угодно, только не под скальпель! Лучше я буду таблетки глотать!» Он очень боялся операции. В свой инфаркт не верил. Маме отвечал: «Не говори глупостей!» Ему сказали, что шунтирование — это когда электропилой распиливают грудную клетку. Однажды актер и его друг Анатолий Равикович показал ему собственный шрам, оставшийся после такой же операции, и сказал: «Смотри, меня распиливали, и ничего, жив». Михаил Светин, вместе с которым он играл в Театре комедии и которому делали шунтирование в Израиле, говорил: «Нужно найти денег и ехать туда, у меня там знакомые». Шунтирование стоило 3 тысячи долларов. Но дядя Саша не соглашался. Он не хотел обременять даже близких людей, просить денег на собственное здоровье.

Но прихватило так, что деваться было некуда. В конце концов мама убедила, и его стали готовить к операции. Был конец июня. Стояла страшная жара. Врачи предупредили: «Время не самое подходящее. Жарко и все в отпусках. У вас были инфаркты?» Он ответил: «Нет». А один инфаркт, оказывается, уже был. Он об этом просто не знал. Это обнаружилось только на вскрытии. Кардиологи сказали: «Раз не было инфарктов, тогда спешки нет. После отпуска мы вами займемся». И назначили операцию на осень — на 1 сентября. Но не успели…

В последние месяцы жизни он все больше уходил в себя. Много читал. Загорался и быстро остывал, замыкался. Однажды праздновали мой день рождения, пришли друзья. Они все, естественно, к дяде Саше — расскажите про то, про это. А он посидел, выпил рюмку и говорит тихо: извините, ребятки, я пойду… Он уже не мог выдержать застолье так долго. И еще — он шел к Богу. Он никогда об этом не говорил, но икона Богородицы всегда висела в их с мамой комнате.

В день похорон, после поминок, мы заспорили о том свете. Одна женщина произнесла в сердцах: «Саша, ну докажи ты им, сделай что-нибудь, дай знак!» И со шкафа на пол посыпались помидоры с огурцами, которые привезли с дачи для консервирования: Вскоре после этого он приснился мне в красном плаще и в прекрасном настроении. Я все хотела спросить у него: есть Бог или нет? Пристаю с этим вопросом, а он, в развевающемся плаще, говорит: «Лика! Все замечательно! Я встретился со своим дедушкой, и у нас тут все — в персидских коврах!..» Потом маме приснилось продолжение. В ее сне дело происходило на даче. Мама хлопочет по хозяйству, косит траву. А дядя Саша вдруг приносит ей вазу, большую, типа амфоры. Она говорит: «Сашенька, что это такое?» А он: «Да вот, Людон, ваза. Смотри, какая красивая. Это тебе…» В свой день рождения мама сказала: «Саша, прошу тебя. Подай знак, что ты меня слышишь! Хоть какой-нибудь!» И у нее дома остановились настенные часы с маятником.

А на сороковой день, в час его смерти, в нашей квартире упал дяди-Сашин портрет. Он стоял на стеллаже, подпертый тяжелой вазой. В комнате была я одна. Прилегла на диван перед поездкой на кладбище. Лежу без сил и твержу про себя: «Надо встать, Лика, надо встать с постели!» И не могу. И тут портрет упал, толкнув вазу. Она разбилась вдребезги. Но стекло на портрете осталось целым: И я сразу вскочила и поехала. Одна наша близкая знакомая потом сказала: «У Саши была единственная возможность поднять тебя с постели. И он ею воспользовался».