«Нам нужны и „бомбилы“, и таксисты в костюмах»

В столице начали выдавать разрешения на осуществление деятельности таксистам. Таким образом местные власти хотят побороть нелегальный рынок «бомбил»

«Труд» выяснил, поможет ли это Москве избавиться от разваливающихся «шестерок» и пойдет ли мера дальше по стране.

Разрешение на деятельность по перевозке пассажиров начали получать индивидуальные предприниматели и таксомоторные парки. Таким образом создается реестр перевозчиков. Согласно новым правилам разрешение будет действовать в течение 5 лет.

Для того чтобы получить разрешение, водитель должен иметь стаж вождения как минимум три года, хорошо ориентироваться в столице и знать русский язык. По мнению представителей власти, это избавит Москву от нелегального рынка таксоперевозок, в который, по разным оценкам, входит порядка 40 тысяч водителей.

Их в три раза больше

Эксперты рынка уверены: цифра 40 тысяч далеко не точна. Скорее всего, рынок в три, а то и в пять раз больше.

«Как мы можем посчитать нелегальных таксистов? Кто будет нарушать закон: тот, кто подвез больше трех раз за деньги, или тот, кто больше 30? Для того чтобы соблазнить извозчика на получение разрешения, надо создать более привлекательные, чем сейчас, условия. А как их создать, если на данный момент нелегал не платит налоги и ему хорошо?» — комментирует сложившуюся ситуацию президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

По его словам, принимаемая мера бесполезна, и вот почему: бороться с нелегалами будут с помощью оперативных работников, а к каждому водителю такого не приставишь. Кроме того, сумма штрафа 5 тысяч рублей за нелегальный извоз ничтожна по сравнению с тем, что нелегал-таксист может заработать за месяц.

«Пассажир ведь не станет закладывать водителя, если их остановят, это просто некрасиво: вот, мол, забери его, он везет меня за деньги. Да и доехать надо», — объясняет Виктор Травин.

Нужна культура потребления

Справиться с нелегальным рынком таксомоторных перевозок, по мнению экспертов, можно с помощью работы с гражданами. В первую очередь нужна реклама, пропаганда, которая покажет, что такси надо потреблять красиво. Культура потребления извоза в Европе уже давно на ином уровне — с таксистами там не договариваются, их вызывают.

«Нужно всего лишь нажать одну кнопку — в гостинице, магазине или ресторане — и через две минуты машина сигналит у порога. И европейцы к этому привыкли, их устраивает качество обслуживания. Но в России сложилось так, что нужен и „бомбила“, и „государственный“ блондин в костюме со знанием трех языков. Тем более что такая мера — это чисто московская сага, других крупных городов это, скорее всего, не коснется», — уверен правозащитник.