Власть решила научно подойти к коррупции: для начала ее планируют измерить. Общенациональное исследование позволит перейти от неэффективной тактики точечных посадок к системной борьбе с мздоимством.
Минэкономразвития объявило тендер на проведение исследовательской работы по изучению уровня бытовой коррупции в стране и готово потратить на это 8 млн. рублей. Результаты должны быть готовы к 1 декабря этого года. Правительство решило измерить бытовую коррупцию,
Бытовуха — это взаимоотношения гражданина с государственными органами, а также взятки в сферах образования, здравоохранения, инспекторам ГИБДД, объяснила «Труду» глава Центра антикоррупционных исследований Transparency International Елена Панфилова. Кроме уровня восприятия (что население думает о коррупции) будет исследоваться и практика: россияне расскажут о том, как часто им приходится давать взятки, кому, в каких размерах.
План по
По его словам, коррупция — это обоюдоострое явление, она пронизывает государство на всех уровнях, поэтому сложно сказать, во что в итоге выльется борьба с мздоимством.
«Результат исследования позволит получить „снимок“ коррупции осенью 2010 года, — считает Панфилова. — И тогда аналогичное исследование через год поможет оценить эффективность антикоррупционной политики».
Например, продолжает эксперт, станет понятно, в каких сферах берут взятки в определенных регионах, и тогда можно думать над конкретными мерами. «Это своеобразная дорожная карта, используя которую правительство определит методы борьбы с коррупцией», — говорит Панфилова.
«Исследование уровня коррупции необходимо для противодействия ей так же, как анализы для постановки диагноза», — сказал «Труду» президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров. По его словам, исследование позволит увидеть и региональный разрез коррупции (выявить наиболее проблемные субъекты), и «рыночный», то есть узнать наиболее подверженные взяточничеству сферы жизни общества.
Но если остановиться на бытовом уровне, то борьба с коррупцией может оказаться безуспешной. «Следующий шаг — провести исследование в среде малого и крупного бизнеса, что уже сложнее, — поясняет Панфилова. — А затем нужно изучить большую коррупцию — системные связи среди чиновников, а это сложнее всего». Если не пойти дальше в исследовании коррупции, это будет более чем странно, уверен Георгий Сатаров. «Оборот денег в бизнесе и власти более чем в сто раз превышает объем коррупционных средств на бытовом уровне», — поясняет он. Правда, констатируют эксперты, на высшем уровне коррупция не поддается социологическим методам исследования.