- Ник, неужели вам так наскучили маги и средневековые рыцари, что заинтересовались далеко не сказочной реальностью о событиях второй мировой войны?
- Листая учебник по истории своего сына, ученика одной из американских школ, в разделе о второй мировой войне я не нашел даты 22 июня 1941 года. Когда стал интересоваться у взрослых американцев, в том числе и у уважаемых историков, что они знают об участии СССР в войне с Гитлером, натолкнулся на чудовищные вещи. Мои коллеги по науке (Ник Перумов работает биологом в научном институте в Северной Каролине) убеждали меня в том, что американские войска взяли Москву. Более того, основная масса американцев пребывает в уверенности, что СССР был союзником фашистской Германии, а значит, воевал на стороне Гитлера. Еще они пересказывают друг другу нелепые мифы: каким кровожадным злодеем был маршал Жуков, как он не мог заснуть, не расстреляв очередного командира...
- Может, вы преувеличиваете степень неинформированности американских историков?
- Вряд ли это просто неинформированность, речь идет о намеренном возвеличивании своей значимости в этой войне. Для того чтобы показать американскую армию как единственную спасительницу мира от фашистской чумы, историки на многое закрывают глаза. Они не вникают в причины возникновения второй мировой войны, в истинные намерения фашистов. Вместо этого скрупулезно изучают, сколько тонн тушенки отправили американцы в помощь Красной армии. Уверен, игнорирование вклада советского народа в победу над Гитлером вызвано у американцев не враждой к нам, не идеологическими соображениями, а именно страстным желанием повысить собственную самооценку. США готовы на все ради саморекламы.
- Как известно, многие писатели-фантасты пытались создать в своих произведениях идеальную модель мира, в котором не было бы войн и насилия. Почему в ваших романах все герои - воины или маги, и все они сражаются?
- В средние века, которые я описываю в своих книгах, выживал сильнейший и, увы, самый жестокий. Если бы своим героем я сделал книжника, а не воина, то его убили бы в первом бою. В противном случае все остальные действующие лица должны были бы заниматься только спасением этого ученого, что, согласитесь, не очень-то увлекательно для фантастического романа. Что же касается идеальной модели мира, то ближе всех к ней подошел писатель Иван Ефремов в своем романе "Час быка". Правда, описанный им мир, в котором нет ненависти, зависти, вражды и войны, такой пресный, что вряд ли бы кто-то захотел там жить. Мне нравится картина мироустройства братьев Стругацких в романе "Полдень", но она, увы, утопична. К сожалению, и средневековый мир, и современный строятся на стремлении властвовать над слабыми.
- Ник, какой вам из-за океана видится политическая ситуация в России?
- Если честно, меня достала эта вся политкорректность, которая сейчас в большом почете в нашей стране. Поэтому скажу несколько резких вещей. На мой взгляд, в правительстве России сегодня очень много равнодушных людей. Возможно, эти государственные мужи и обладают компетенцией и опытом, но им абсолютно наплевать на людей. В начале 90-х годов к власти в России почему-то пришли даже не самые циничные, не самые корыстные и амбициозные, а именно эгоистичные и равнодушные. Самое удивительное, что наши политические деятели вроде бы выросли вместе с нами, но при этом похожи на людей с другой планеты.
- В вашей серии романов "Хроники Хьерварда" люди мирно уживаются вместе с эльфами, гномами, а время от времени вступают даже в отношения с богами. Правда, боги в своих слабостях ничуть не уступают обычным людям: они так же безответственны, как и простые смертные. Так в чем тогда смысл ваших произведений и в чем вы видите социальный прогресс?
- Уже в самом названии одного из романов этой хроники - "Гибель богов" - заложен основной смысл моей серии. Хотя никто из героев не умер, но боги лишились морального права управлять другими людьми. Я так распорядился с богами потому, что в виде направляющей силы они не нужны Вселенной. Люди должны идти своим путем, а не ждать милости от высших сил. Так что предмет моей веры - человек, в противном случае нет смысла писать книги, обращенные к массам. В своих романах я предлагаю читателю пройти по мостику, соединяющему мертвый мир и живой, людей и богов, планеты и эпохи.
- Если перейти к земному и насущному, то раскройте причину, почему вы занимаетесь наукой не в России, а в Америке?
- В России биологию как науку уничтожили так, как не уничтожил ее в свое время злодей Лысенко. Он хотя бы предложил что-то взамен, а сейчас вообще полная глухота. Да и в Америке к биологии относятся сугубо с практической, я бы даже сказал, утилитарной точки зрения. В США вообще к человеку относятся, как к роботу: нажали тут, повернули там, и все заработало. Поэтому вся биология работает на изобретение новых лекарств, а не на выяснение причин заболеваний, вирусов. Более того, наблюдается такой парадокс: американский общепит все делает для того, чтобы люди болели и тратили огромные деньги на медицину, которая там очень дорогая.
- Ник, вам наверняка известно, что писателей-фантастов часто обвиняют в отсутствии чувства юмора. У вас не возникало желания развеселить своего читателя?
- Пусть лучше не будет никакого юмора, чем хохмачество, пошлость и глупость, которые демонстрируют российские писатели-сатирики и юмористы типа Петросяна. Я преклоняюсь перед талантом Зощенко, Ильфа и Петрова и вообще считаю юмор даром богов, но, увы, сам я не мастер по части остроумия. Зато я красиво описываю битвы.
Беседу вела