Сам фестиваль проводится под древним русским городом уже четвертый год. На этот раз продемонстрировать свои умения съехалось более 20 команд из разных регионов России и ближнего зарубежья. Для старта шаров выбрали огромное поле колхоза "Вперед". Вскоре оно уже напоминало какой-то фантастический город будущего - везде лежали, тихо раздуваясь, гигантские полусферы.
Через полчаса первые шары стали подниматься в воздух. Наш, оранжевый, тоже плавно стартовал. 10 метров. Подъем нормальный. 20. Пол под ногами начинает едва заметно раскачиваться. 100. Горелка выбрасывает под купол очередной язык пламени - и поле стремительно уходит вбок, а вокруг открывается панорама Переславского края. Сверкает гладь Плещеева озера, на берегах которого застыли миниатюрные колоколенки.
Наш пилот, Михаил, оказался строителем из Сыктывкара, а его помощница Екатерина - руководителем фирмы из Великих Лук. Оба уже давно "заболели небом" и не пропускают подобных мероприятий. Миша до недавних пор летал в составе других команд и самостоятельно пилотирует аэростат только второй раз. Поэтому и в воздухе пока старается равняться на своего учителя Павла Холода, зеленый шар которого действительно все время маячил впереди.
Шипение горелки лишь иногда нарушает спокойствие. Слышимость, кстати, удивительная - когда мы плыли на высоте около 250 метров над какой-то деревней, то снизу отчетливо доносились голоса селян.
Пилот не обращал на них особого внимания - видимо, привык. Но все же временами был вынужден отрываться от управления, отвечая на мои "сухопутные" вопросы. Может ли загореться от пламени газовой горелки сам шар? Нет, он сделан из особого огнеупорного материала. А корзина почему плетеная? Оказывается, как раз такие коробы признаны в мире самыми безопасными. Они легкие и, главное, не ломаются при ударе о землю.
Прошел час с лишним. Впереди, в жарком вечернем мареве, уже показались окраины Переславля-Залесского. Но пока все смотрели на город, Михаил, наоборот, с тревогой взирал в другую сторону. Небо у горизонта стремительно чернело, там тяжело бродили тучи, прорезаемые сполохами. Почувствовав, что и ветер вот-вот превратится из друга во врага, пилоты стали спешно сажать воздушные шары. Один приземлился перед какой-то фермой. Другой, демонстрируя высший пилотаж, опустился корзиной прямо на крышу машины сопровождения.
И мы бы, наверное, тоже успели красиво сесть, не покажись впереди главный враг воздухоплавателей - линии электропередачи. Пришлось их "перемахнуть" - а поле было только далеко впереди. Тем временем небеса уже откровенно разбушевались, и ветер бросал аэростат из стороны в сторону. Весь наш экипаж наблюдал за соседним шаром, который как раз попытался приземлиться, но корзина опрокинулась и пробороздила по лугу метров 20. Посмотрев на это, Михаил понял, что и нам, скорее всего, предстоит тот же тяжелый вариант посадки. Вот тут пассажиры и вспомнили недавний инструктаж по технике безопасности. "Пригнитесь, хватайтесь за поручни и ни в коем случае их не отпускайте!" - крикнул пилот. А земля уже стремительно неслась навстречу: ромашки, клевер, лебеда мелькали все быстрее, пока не превратились в одну сплошную массу.
Удар. Треск плетеной корзины, которая, к счастью, оказалась весьма крепкой. Еще удар. Короб, вибрируя, подпрыгивает на метр-другой. Опять удар, следом резкий рывок - и вот уже шар, как гигантский мячик, несет по полю, а следом тянет и опрокинувшуюся вместе с нами на бок корзину. Прямо перед моим носом ее край, как плуг, вспахивает землю, "срезая" напрочь кусты. В лицо летит какая-то растительность, а впереди продолжает отчаянно хлопать под порывами ветра купол...
Но вот, наконец, мы остановились - целые и невредимые, однако с таким количеством адреналина в крови, какого организм не вырабатывает и за год размеренной жизни.
Уже потом выяснилось, что нам повезло. Из-за странных, не предсказанных синоптиками и зондом прихотей погоды землю таким же образом прочертили еще несколько аэростатов, и одну девушку, неудачно выпавшую из корзины в процессе приземления, отвезли в больницу. Но тут уж ничего не попишешь: на то и экстремальный вид спорта, чтобы рисковать.