Во-первых, он оценил Черноморский флот как один из наиболее боеспособных. По словам министра, "свидетельством тому являются походы кораблей прошлых лет и предстоящие в сентябре этого года учения с ВМФ Италии, а также боевое патрулирование в водах Средиземного моря в рамках контртеррористической операции НАТО "Активное усилие". Все это так, но эти походы легли и еще лягут главным образом на плечи одного экипажа - гвардейского ракетного крейсера "Москва". В недавнем дальнем походе в Индийский океан, правда, "Москву" сопровождали два сторожевых корабля, которые с трудом удалось подготовить к выходу в море. Остальные продолжают годами стоять у причальных стенок.
Что еще? Короткий выход в Средиземное море десантных кораблей. Единственная дизельная подводная лодка черноморцев не так давно после десятилетнего простоя сходила на двухнедельную боевую службу к турецким берегам. Не маловата ли боевая активность для флота?
Не очень убедительно выглядят и сведения о том, что на ЧФ "уже осваиваются новые корабли "Бора" и "Самум". Речь - о двух действительно не имеющих аналогов в мире ракетных кораблях на воздушной подушке. Первый спущен на воду еще в 1988 году, а второй - в 1995-м. Таким образом, новым для черноморцев можно считать только "Самум". Да и то лишь потому, что несколько лет назад его, оказавшегося ненужным на Балтике, перевели в Севастополь.
Принципиальным следует считать заявление Иванова о том, что в нынешнем году будет принята федеральная целевая программа по обустройству военно-морской базы в Новороссийске. Это означает, что впервые с 1992 года, когда черноморцы вступили в смутную пору российско-украинского дележа, решено наконец серьезно заняться обеспечением стратегических интересов страны на ее юго-западном фланге. С того же 1992 года флот и начал потихоньку переводить свои корабли и части в Новороссийск. Сегодня здесь уже находятся бригада охраны водного района, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской авиации. Но в распоряжение военных перегруженный экспортными потоками новороссийский порт сумел выделить всего два причала. Причем таких, что при серьезном шторме кораблям приходится выходить в открытое море, чтобы их не разбило о камни. А зимовать малые противолодочные корабли и тральщики вообще уходят в куда более защищенные от непогоды гавани Севастополя.
Чтобы Новороссийск действительно смог стать базой ЧФ, по подсчетам экспертов, необходимо потратить на дооборудование порта несколько миллиардов рублей. Что, очевидно, и будет предусмотрено той самой целевой программой. Первые несколько сот миллионов рублей, пообещал Иванов, будут выделены уже через несколько месяцев.
Однако все это не означает, что Россия собирается главную базу своего Черноморского флота убирать из Севастополя, заявил министр обороны. Срок аренды базы в Крыму истекает в 2017 году, но, очевидно, у главы нашего военного ведомства нет сомнений в успехе будущих переговоров с Киевом по этому поводу. В любом случае одной базы в Крыму явно недостаточно, это лишает флот всякого маневра на случай чрезвычайных обстоятельств. Именно поэтому в советские времена ЧФ одновременно базировался в Одессе, Донузлаве, Черноморском, Октябрьском, Гвардейском, Николаеве, Феодосии, Балаклаве, Поти, Керчи и других населенных пунктах. Все это теперь - заграница.