Эти факты привел в нашей беседе Тревор Филипс, председатель законодательной ассамблеи Лондона с 2000 года, автор книг, рассказывающих на конкретных примерах о "неудержимом превращении Британии в многорасовое общество" и об истории работорговли. Он назвал еще один красноречивый провал государственной политики интеграции некоренных сограждан - упущенные возможности в обучении детей иммигрантов. Прискорбно, но факт: потомки выходцев из стран Африки и Карибского бассейна в 4 - 5 раз чаще "выпадают" из школьного обучения и затем "слоняются по улицам, толкутся у торговых центров, затем оказываются не в ладах с законом и полицией, находя себе пристанище за решеткой".
Бывает и наихудший исход у "неприкаянности": неокрепшие души становятся легкой добычей для вербовщиков разного рода экстремистских группировок. Не секрет, что у веротерпимости две стороны. Первая. Как авторитетно заявляет глава шиитской общины Лондона Саид Муххамад Мусави, "в Англии полная религиозная свобода, и мусульмане в Лондоне чувствуют себя хорошо. Во всей Великобритании 4-5 миллионов мусульман, из них одна треть - шииты. У шиитов и суннитов есть общая международная организация, комитет Аль-Кодс (Аль-Кодс - арабское название Иерусалима. - В.М.)". Но есть, увы, и вторая сторона. Как сообщала Би-би-си, "по заявления депутатов британского парламента, беседовавших с мусульманами, многие из них не считают себя гражданами Соединенного Королевства, а считают себя представителями единого исламского народа - уммы".
Более того, пишет британский еженедельник "Экономист", было время, когда дипломаты из стран Северной Африки называли Британию "общеевропейским прибежищем для террористов", а ее столицу именовали Лондонистаном. Цитата: "Сотни ветеранов джихада, воевавших и в Афганистане, и в Северной Африке, поселились в Британии. Где еще, как говорят, могли бы террористы получить жилье, пособия по безработице и защиту судебной системы только по той простой причине, что они обратились с заявкой на получение убежища? Для одних ветеранов джихада Лондон превратился в богадельню. Для других - в пункт связи. Для небольшой горстки - в материально-технический и финансовый центр. Но для всех он оставался надежным пристанищем".
Никуда не деться от того факта, что в стране открыто действуют семь исламистских организаций, насчитывающих, по различным подсчетам, от 130 до 180 тысяч человек. Две трети исламистских сайтов в Интернете, содержащие воинственные призывы к религиозной нетерпимости, также базируются в Британии. В последнее время мечети стали с неодолимой силой притягивать новых верующих. Все больше мусульманок стали надевать хеджаб, закрывающий все тело, за исключением лица, запястий и щиколоток, а то и более ригористские одеяния, запрятав лицо под тем, что у нас назвали бы чадрой. Тинейджеры в возрасте 17 лет все чаще обращаются друг к другу не по имени, а "отец такого-то", сознательно выбирая себе эти своеобразные псевдонимы, принятые у "воинов джихада"... И все же есть повод для сдержанного оптимизма.
- Большинство детей в столичном мегаполисе сегодня появляется у родителей, родившихся не в Великобритании. В Лондоне примерно треть составляют выходцы из этнических меньшинств, включая от 100 до 150 тысяч евреев, - увлеченно и напористо рассказывал (сказывался журналистский опыт общения с аудиторией) Тревор Филипс. - В отличие от Нью-Йорка, где каждая община селится компактно в пределах нескольких кварталов, в Лондоне нет ни одного района, где бы одна этническая группа по численности превышала 25% общего числа его жителей.
В Британии есть давняя традиция, когда существуют католические, протестантские, иудейские школы с интенсивным преподаванием Закона Божьего - каждый на свой лад. В наши дни никак не завершится дискуссия, целесообразно ли добавить к списку и мусульманские школы? Вот точка зрения Тревора Филипса: а почему бы и нет? Ведь школа, где будут преобладать ученики, исповедующие ислам, вовсе не обязательно будет находиться под управлением мусульманской общины, поскольку будет обязана следовать единым для всех средних учебных заведений страны учебным программам и правилам.
Его оппоненты предрекают только беду. Стоит пойти по пути моноконфессиональных школ, как начнется стихийная сегрегация - если сейчас те, кто верит в сонм индуистских богов, стараются не смешиваться с приверженцами ислама, то завтра даже сикхи из Пенджаба и индусы из Гуджарата, часто селящиеся "кучно", бок о бок, разбегутся по общинным углам. В ответ на эту скрытую угрозу власти все активнее начинают пропагандировать идею принадлежности к единой державе, идею солидарности всех жителей Британских островов вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности.
Спрашиваю Тревора Филипса, как в этом случае быть с освященным многовековой традицией одним из титулов правящего в Соединенном Королевстве монарха - его называют "защитником веры", понимая под этим англиканскую церковь и ее паству. Наследный принц Чарльз изъявил вроде бы готовность поменять единственное число слова "вера" на множественное. И тем самым превратиться, когда (и если) он станет королем, в защитника всех религиозных конфессий, пустивших корни на Британских островах. Мистер Филипс ответил деликатно: огосударствленная англиканская церковь в этом случае потеряет "свои привилегии", в частности, особые права на представительство в национальном парламенте. Тема, похоже, пока не стала злобой дня, и "никакого общественного давления (со стороны этнических меньшинств. - В.М.) пока не наблюдается". Но Британия меняется, и довольно быстро.
Какой смысл вкладывают сегодня в определение "британский"? - сам себя спрашивает Тревор Филипс и сам же отвечает:
- Помню, когда я еще был мальчиком, слово "англичанин" естественно подразумевало человека с белым цветом кожи. Сегодня такой логической увязки уже не существует...