СМУГЛОЛИЦАЯ БРИТАНИЯ

В не столь отдаленной исторической ретроспективе созданная правительством так называемая комиссия Макферсона провела расследование и пришла к выводу: в Британии имеет место "институциональный расизм". Доказательства? Состав выборных органов всех уровней, а в них делегировано около 1000 самых достойных, вовсе не отражает этническую полифонию сегодняшней Британии. Из этой тысячи только 14 представляют этнические меньшинства, хотя при соблюдении принципа пропорционального представительства их должно быть не менее 60 - 70.

Эти факты привел в нашей беседе Тревор Филипс, председатель законодательной ассамблеи Лондона с 2000 года, автор книг, рассказывающих на конкретных примерах о "неудержимом превращении Британии в многорасовое общество" и об истории работорговли. Он назвал еще один красноречивый провал государственной политики интеграции некоренных сограждан - упущенные возможности в обучении детей иммигрантов. Прискорбно, но факт: потомки выходцев из стран Африки и Карибского бассейна в 4 - 5 раз чаще "выпадают" из школьного обучения и затем "слоняются по улицам, толкутся у торговых центров, затем оказываются не в ладах с законом и полицией, находя себе пристанище за решеткой".
Бывает и наихудший исход у "неприкаянности": неокрепшие души становятся легкой добычей для вербовщиков разного рода экстремистских группировок. Не секрет, что у веротерпимости две стороны. Первая. Как авторитетно заявляет глава шиитской общины Лондона Саид Муххамад Мусави, "в Англии полная религиозная свобода, и мусульмане в Лондоне чувствуют себя хорошо. Во всей Великобритании 4-5 миллионов мусульман, из них одна треть - шииты. У шиитов и суннитов есть общая международная организация, комитет Аль-Кодс (Аль-Кодс - арабское название Иерусалима. - В.М.)". Но есть, увы, и вторая сторона. Как сообщала Би-би-си, "по заявления депутатов британского парламента, беседовавших с мусульманами, многие из них не считают себя гражданами Соединенного Королевства, а считают себя представителями единого исламского народа - уммы".
Более того, пишет британский еженедельник "Экономист", было время, когда дипломаты из стран Северной Африки называли Британию "общеевропейским прибежищем для террористов", а ее столицу именовали Лондонистаном. Цитата: "Сотни ветеранов джихада, воевавших и в Афганистане, и в Северной Африке, поселились в Британии. Где еще, как говорят, могли бы террористы получить жилье, пособия по безработице и защиту судебной системы только по той простой причине, что они обратились с заявкой на получение убежища? Для одних ветеранов джихада Лондон превратился в богадельню. Для других - в пункт связи. Для небольшой горстки - в материально-технический и финансовый центр. Но для всех он оставался надежным пристанищем".
Никуда не деться от того факта, что в стране открыто действуют семь исламистских организаций, насчитывающих, по различным подсчетам, от 130 до 180 тысяч человек. Две трети исламистских сайтов в Интернете, содержащие воинственные призывы к религиозной нетерпимости, также базируются в Британии. В последнее время мечети стали с неодолимой силой притягивать новых верующих. Все больше мусульманок стали надевать хеджаб, закрывающий все тело, за исключением лица, запястий и щиколоток, а то и более ригористские одеяния, запрятав лицо под тем, что у нас назвали бы чадрой. Тинейджеры в возрасте 17 лет все чаще обращаются друг к другу не по имени, а "отец такого-то", сознательно выбирая себе эти своеобразные псевдонимы, принятые у "воинов джихада"... И все же есть повод для сдержанного оптимизма.
- Большинство детей в столичном мегаполисе сегодня появляется у родителей, родившихся не в Великобритании. В Лондоне примерно треть составляют выходцы из этнических меньшинств, включая от 100 до 150 тысяч евреев, - увлеченно и напористо рассказывал (сказывался журналистский опыт общения с аудиторией) Тревор Филипс. - В отличие от Нью-Йорка, где каждая община селится компактно в пределах нескольких кварталов, в Лондоне нет ни одного района, где бы одна этническая группа по численности превышала 25% общего числа его жителей.
В Британии есть давняя традиция, когда существуют католические, протестантские, иудейские школы с интенсивным преподаванием Закона Божьего - каждый на свой лад. В наши дни никак не завершится дискуссия, целесообразно ли добавить к списку и мусульманские школы? Вот точка зрения Тревора Филипса: а почему бы и нет? Ведь школа, где будут преобладать ученики, исповедующие ислам, вовсе не обязательно будет находиться под управлением мусульманской общины, поскольку будет обязана следовать единым для всех средних учебных заведений страны учебным программам и правилам.
Его оппоненты предрекают только беду. Стоит пойти по пути моноконфессиональных школ, как начнется стихийная сегрегация - если сейчас те, кто верит в сонм индуистских богов, стараются не смешиваться с приверженцами ислама, то завтра даже сикхи из Пенджаба и индусы из Гуджарата, часто селящиеся "кучно", бок о бок, разбегутся по общинным углам. В ответ на эту скрытую угрозу власти все активнее начинают пропагандировать идею принадлежности к единой державе, идею солидарности всех жителей Британских островов вне зависимости от их этнической и религиозной принадлежности.
Спрашиваю Тревора Филипса, как в этом случае быть с освященным многовековой традицией одним из титулов правящего в Соединенном Королевстве монарха - его называют "защитником веры", понимая под этим англиканскую церковь и ее паству. Наследный принц Чарльз изъявил вроде бы готовность поменять единственное число слова "вера" на множественное. И тем самым превратиться, когда (и если) он станет королем, в защитника всех религиозных конфессий, пустивших корни на Британских островах. Мистер Филипс ответил деликатно: огосударствленная англиканская церковь в этом случае потеряет "свои привилегии", в частности, особые права на представительство в национальном парламенте. Тема, похоже, пока не стала злобой дня, и "никакого общественного давления (со стороны этнических меньшинств. - В.М.) пока не наблюдается". Но Британия меняется, и довольно быстро.
Какой смысл вкладывают сегодня в определение "британский"? - сам себя спрашивает Тревор Филипс и сам же отвечает:
- Помню, когда я еще был мальчиком, слово "англичанин" естественно подразумевало человека с белым цветом кожи. Сегодня такой логической увязки уже не существует...