ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЖАДНОСТИ

Сначала спохватился глава администрации Выгоничского района Иван Хлестов. То самое здание, которое, согласно справке его подчиненных, было представлено как некий "хозяйственный склад" и выставлено на торги, оказалось действующей школой деревни Карповки. Не может быть! Дело зашло так далеко, что вышестоящая власть и управление народного образования оказались бессильны. Оставалась одна спасительная инстанция - прокуратура.

ИВАН Федорович обратился к районному прокурору: остановите торги! Если школа перейдет в другие руки, возвратить ее будет значительно сложнее. Блюстители законности это понимали, и после упредительных шагов скандальное дело попадает уже к областному прокурору Анатолию Корниенко, который срочно назначает тщательную проверку. Решительные действия прокуратуры прервали череду нелепых событий. Но обстоятельства при этом выявились удивительные.
В начале апреля в суд обратился арбитражный управляющий банкротным предприятием "Карповка" Михаил Митасов. Он просил признать за "Карповкой" право собственности на склад "Сено" и материально-технический склад, который в скобках был определен еще и как школа. В справке Выгоничского управления жилищно-коммунального хозяйства значилось, что собственников у этих зданий нет, а районная администрация подтвердила, что они не являются и объектами муниципальной собственности. Судья Наталья Байрамова поверила справкам и удовлетворила заявление просителей. Промелькнувшее словцо "школа" не заставило насторожиться и потребовать иных сведений и пояснений, хотя в районном отделе народного образования сообщили бы, что уже 13 лет злополучное здание стоит здесь на балансе и никак не может считаться бесхозным. Эти сведения были добыты позже прокуратурой в бюро технической инвентаризации. Да, строилось помещение в свое время объединением "Брянскмелиорация", потому что "Карповка" была его подсобным предприятием, но сути дела это не меняло, а вот ввести суд в заблуждение позволило.
Ссылаясь на судебный вердикт, собрание кредиторов разоренной "Карповки" в конце мая (срок выбран не случайно - начались каникулы) спешно и без огласки принимает решение: продать школу площадью более 500 квадратных метров. По сути, на торги выставили и права более 30 деревенских ребятишек, отправившихся на каникулы. Карповка - самое дальнее село Выгоничского района. Ближайшая деревня, куда карповцы могут ходить на занятия, расположена в двенадцати километрах. Святые даже в нынешнее время понятия "школа", "дети" ничуть не смутили кредиторов. Из всех идей прославленного закона о банкротстве им оказалась близкой одна - возможность получить прибыль на развалинах. На иное трудно рассчитывать, ведь арбитражный управляющий, которому государство доверяет пригляд за банкротом, является частным предпринимателем. Его задача - вдохнуть новую жизнь в развалившийся завод или фабрику, однако часто управляющий оставляет за собой из всех обязанностей одну - добывать деньги безоглядной распродажей имущества, чтобы и себе хватило, и подручным. Во всяком случае, у главы администрации Выгоничского района Ивана Хлестова сложилось именно такое мнение:
- Эти управляющие налетают, как коршуны. Большинство из них даже не представляются и в администрацию не заходят. У них одна задача: не дело поправить, а все продать как можно быстрее. Митасов ввел в заблуждение и нашу администрацию, и судью Байрамову. Мы спохватились уже тогда, когда он явился к нам, чтобы зарегистрировать отписанную судом "Карповке" недвижимость. Я спросил: а куда же 1 сентября пойдут дети? И управляющий предложил: покупайте теперь школу у нас. Я изумился, когда услышал это предложение.
Между тем проверка скандальной сделки продолжается. Старший помощник областного прокурора Александр Новиков говорит, что главным было приостановить торги, о чем просил глава районной администрации, уже подготовивший жалобу в арбитражный суд:
- Судья намерена отменить предыдущее решение. Статья 104 Закона о банкротстве говорит, что объекты социального назначения при продаже несостоятельного предприятия должны передаваться в муниципалитет. Почему это требование не заметили? Митасов как человек, которого обучали работе арбитражного управляющего, должен был знать требования закона. Однако, по словам судьи, во время заседания он заявил, что речь идет не о действующей школе, а о бывшей, чем ввел всех в заблуждение. Странностей действительно много. Районный отдел народного образования почему-то заключил договор на аренду здания школы с Митасовым, хотя имел это помещение на своем балансе. Управляющий милостиво согласился продлить аренду до следующего учебного года.
Уже три арбитражных управляющих в Брянской области осуждены за злоупотребления в своей работе. Начальник Брянского органа Федеральной службы по финансовому оздоровлению Александр Мастеров не исключает, что этот список может пополниться:
- Для меня в этом деле пока тоже много неясного. Знаю, что все сейчас пытаются выставлять управляющих этакими бяками, но нет ли вины других? Почему те же власти Выгоничского района дали суду справки ложного содержания? Почему своевременно не занялись зданиями, которые считались бесхозными? Арбитражные управляющие отвечают за незаконные сделки личным имуществом. Они расплачиваются из личного кармана за бездарную работу. По сути, их ответственность на порядок выше, чем ответственность рядового гражданина.
Если выяснится, что Митасов поступил незаконно, ему несдобровать. Однако удивляет и тот закон, который сделал власть беспомощной. Не вмешайся прокуратура, события пошли бы по худшему для деревни Карповки пути. Как сообщил Александр Новиков, если подтвердится факт нарушения закона, прокуратура незамедлительно возбудит уголовное дело. А дети Карповки пока отдыхают и не ведают, что в их судьбу вторглись "рыцари" безудержной приватизации.