Попытки Госдумы перевести стрелки натыкаются на противодействие кабинета министров
Эта история начинает походить на дешевый и сильно затянутый сериал. Попытки Госдумы перевести стрелки «на лето» раз за разом натыкаются на противодействие со стороны кабинета министров. Обещания депутатов самостоятельно, в обход правительства, принять закон до конца весенней сессии оказались пустым сотрясанием воздуха. Но даже если они и вернутся к этому вопросу осенью, корректировка часов станет возможной только в следующем году. Говоря словами поэта (по совместительству — министра экономического развития) Алексея Улюкаева, «Зима, опять зима. Опять здесь зябнуть моему народу»...
Напомним, что страну на летнее время перевел в июне 2011 года тогдашний президент Дмитрий Медведев. В качестве аргументов были приведены жалобы неких россиян, якобы недовольных регулярными скачками стрелок часов из лета в зиму и обратно. Поэтому было решено раз и навсегда оставаться в одном часовом поясе. При этом, правда, Медведев публично выступил защитником прав не людей, а животных: «Нарушается биоритм человеческий, всех это раздражает, все либо просыпают, либо просыпаются рано и не знают, куда себя деть в течение лишнего часа. Я уж не говорю о несчастных коровах и других животных, которые не понимают перевода часов:»
Однако вместо закрепления постоянного зимнего времени, которое на территории России наиболее полно совпадает с астрономическим, тогдашний Кремль выбрал противоположное. Результат хорошо известен: световой день сократился, люди (не коровы) стали жаловаться на недосып и хроническую усталость. С тех пор к этому вопросу возвращались неоднократно. Однако Медведев, ставший уже главой кабинета министров, всякий раз отвечал: правительство считает нецелесообразным решать данный вопрос. Точка. Объясняя непонятное упорство премьера именно в этом вопросе, известный экономист Михаил Делягин написал: «Причина ясна: летнее время было одним из последних решений Медведева и, похоже, стало для него делом принципа. Большинство других его «инноваций», отрицающих логику и здравый смысл — от «Сколково» до нулевого промилле, — уже оспорены. Бывший президент заявил, что мнения «дорогих россиян» о летнем времени разделились поровну. Возможно, он верит в это потому, что, по его словам, ложится в час ночи и встает в 9 утра. Руководитель страны не только бравирует тем, что живет в отличном от нее режиме (большинство встает в 6-7 утра), — похоже, он судит о жизни России по себе и влияние его решений на народ его просто не волнует».
В итоге за регулирование времени снова взялась Государственная дума. 20 января законопроект о переходе России с постоянного летнего на постоянное зимнее время и о запрете сезонного перевода часов был внесен на рассмотрение депутатов. Характерна реакция на это кабинета министров, неоднократно озвученная пресс-секретарем премьера Натальей Тимаковой: «позиция правительства по этому вопросу не претерпела изменений», «кабинет министров не считает целесообразным возврат к старой системе», «правительство уже дважды направляло отрицательные заключения на соответствующие законопроекты», «оно не собирается возвращаться к этому вопросу»...
Однако 10 июня Госдума в первом чтении практически единогласно (451 «за», 1 воздержался) приняла свой законопроект. Согласно документу, «сезонный перевод времени не осуществляется», при этом отменяется введенное ранее летнее время — то есть Россия возвращается на час назад. 16 июня депутаты заявили, что их предложение поддержали 58 регионов. И снова на пути встало правительство. По словам председателя комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Калашникова, «оно опять гнет свою линию, аргументируя задержку тем, что позиция исполнительной власти Москвы отрицательная». Почему мнение Москвы должно стать определяющим для всей России, непонятно. Зато ясно, что цирк с затягиванием времени со стороны Белого дома продолжается.