Накануне в ряде СМИ распространилась информация о том, что российский военный персонал покинул пункт материально-технического снабжения в сирийском городе Тартус. СМИ ссылались на интервью заместителя министра иностранных дел России Михаила Богданова издающейся в Лондоне арабоязычной газете «Аль-Хаятт», которое в русскоязычной медиасреде распространили «Ведомости». «Сейчас у российского Министерства обороны нет в Сирии ни одного человека. Пункт [в Тартусе] не имеет стратегического или военного значения», - сказал Богданов.
Спустя сутки эта информация получила опровержение. Управление пресс-службы и информации Минобороны РФ распространило сообщение, в котором говорилось о том, что Тартус по-прежнему остается официальным пунктом базирования и ремонта российских кораблей в Средиземном море. Впрочем, в составе ПМТО в Тартусе действительно нет ни одного российского военнослужащего, поскольку его обслуживанием давно занимается исключительно гражданский персонал. «Этот персонал по-прежнему трудится в обычном режиме. И ни о какой его эвакуации из Тартуса речи не идет», - заявили в Министерстве.
Пункт материально-технического обеспечения ВМФ в сирийском порту Тартус — единственная на сегодняшний день военная база в дальнем зарубежье и единственный в Средиземном море пункт базирования российских боевых кораблей. Соглашение о базировании объектов ВМФ СССР было подписано правительством Сирии в 1971 году. База в Тартусе создавалась для обеспечения действий флота в Средиземном море — в первую очередь ремонта кораблей и судов 5-й оперативной Средиземноморской эскадры, их снабжения топливом и расходными материалами. В 1991 году Средиземноморская эскадра прекратила свое существование, с тех пор осуществлялись лишь разовые походы кораблей ВМФ России в Средиземное море. В настоящее время на службе в Средиземном море находятся 16 российских кораблей, в задачу которых входит борьба с терроризмом и пиратством.
Из-за обострения военного положения Россия регулярно вывозит своих граждан из Сирии. Так, 26 июня самолет МЧС доставил в Москву 84 россиянина. А всего с начала этого года Сирию спецрейсами МЧС покинули 639 человек. Обстановка в Сирии действительно напряженная. В целом, российские судна могли бы пополнять припасы в и порту Лимассол на Кипре. Однако Министерство обороны не желает оставлять Тартус. Более того, в опровержении Минобороны подчеркнули, что «утверждение о выводе персонала ПМТО в сирийском Тартусе представлено в СМИ крайне некорректно с точки зрения реальной ситуации».
Так чем же была вызвана дезинформация? Можно предположить, что Богданова просто неправильно поняли. Военных в Тартусе действительно нет. Однако замминистра не сказал ни слова о прекращении пользования базой. Или же это была спланированная газетная утка, чтобы вызвать горячее обсуждение в зарубежных СМИ, что якобы Москва осведомлена о готовящемся вторжении и сдала позиции. А это, в свою очередь, могло ускорить настоящий удар внешних сил по законно избранному сирийскому правительству. На поле неявной информационной борьбы между сторонниками и противниками режима Асада такой вариант вполне возможен.