Много шоколада, мало любви

Иностранные режиссеры проверили крепость российских желудков

Продолжаются показы конкурсной программы Московского международного кинофестиваля. Кинообозреватель «Труда» заметил, что заграничных постановщиков привлекает тема разрушения всяческих идиллий.

Перед показом картины «Людоед-вегетарианец» хорватский режиссер Бранко Шмидт, печально глядя в зал, сообщил, что он рад, что на его фильм пришло так много народу, но пожелать приятного просмотра он никому не в силах и искренне надеется, что люди пришли в зал с пустыми желудками. Крепость российских желудков Шмидт явно недооценил, и в его картине намного меньше ужасного, чем думает режиссер. Она интересна не мрачными подробностями из жизни гинекологического отделения престижной клиники, а совсем другим, и если вдруг «Людоеду-вегетарианцу» будет суждено добраться до российского проката, то его можно настоятельно рекомендовать к просмотру — особенно тем, кого приводили в восторг абсолютно все поступки доктора Хауса. Герой Шмидта, Данко Бабич (Рене Битораяц), — гениальный врач, могущий с закрытыми глазами проводить сложнейшие операции, а также симпатичный и обаятельный мужчина, изо всех сил следящий за своим здоровьем — он не употребляет в пищу мяса и регулярно хрустит зелеными яблоками. При этом у Бабича, представителя самой благородной на свете профессии, нет ни принципов, ни морали — он подделывает документы, скрывая врачебные ошибки, дает взятки, плетет интриги и делает подпольные аборты. Финал своей картины Шмидт сделал открытым и наказания для героя не изобрел — даже наоборот, осыпал его материальными благами, лишь напоследок позволив испытать что-то вроде человеческого чувства.

Мечта о человеческом чувстве — а конкретно, о любви — томит героев очень славной финской картины «Голая бухта», снятой в копродукции с Россией — стало быть, ее можно будет увидеть в наших кинотеатрах. Одна из героинь режиссера Аку Лоухимиеса, маленькая девочка, утверждает, что влюбленные люди всегда едят шоколад — но хотя взрослые, очень разные персонажи картины поглощают его в больших количествах и к тому же постоянно говорят, что хотят любви, полюбить у них не получается — они просто этого не умеют. Лоухимиес считает тотальную бесчувственность характерной финской чертой — но при этом говорит, что проблема острой потребности в любви, но неумении ее дарить простирается и за границы Финляндии.

А Адриано (Доменико Диеле), молодой полицейский из задумчивой итальянской социальной драмы «Все копы — ублюдки», пытается полюбить свое дело, но режиссер Стефано Соллима приготовил разочарование и для него. Сперва юноше нравится небрежно кивнуть на вопрос коллеги после работы в оцеплении: «Ты проломил черепа парочке рабочих, правда, здорово?» Однако потом, после того как его принимают в полицейское братство, Адриано начинает сомневаться — с одной стороны, не отвечать насилием на насилие скинхедов, перевозбужденных футбольных болельщиков, разъяренных протестующих решительно невозможно, с другой — есть в поведении его коллег что-то странное, не очень похожее на его мечту о настоящей, кому-то нужной работе. Но для того, чтобы мечты сбывались, нужно, видимо, что-то большее, чем просто желание и умение — требуются обстоятельства. Как в болгарской картине Кирила Станкова «Июль», где три женщины приезжают на черноморское побережье насладиться тишиной и покоем, но вместо идиллического отдыха получают проблемы в неограниченном количестве. Что российскому зрителю очень понятно: мы-то хорошо знаем — стоит ли ездить на Черное море за комфортом и покоем.