ПОД СЕНЬЮ ПАРКА ГОРЬКОГО
На церемонии открытия фестиваля Никита Сергеевич буквально вырвал у мэра города Лужкова обещание, что в ближайшее время место под дворец будет выделено. По некоторым сведениям, это будет парк имени Горького, где нынче проходят банкеты по случаю открытия и закрытия ММКФ. Место хорошее, кто бы спорил. Тем более что нынешний фестивальный центр - кинотеатр "Октябрь" - удобным для проведения ММКФ назвать никак нельзя. У кинотеатра трудно припарковать машину, а от ближайшего метро до "Октября" надо долго топать пешком. Так что не у всякого киномана хватит любви к искусству, чтобы одолеть этот путь.
МНОГО "ШУМА" - И НИЧЕГО
Конкурсная программа ММКФ стала меньше на одну картину. Из конкурса выпала лента "Шум" американского режиссера Генри Бина, завоевавшего несколько лет назад своим "Фанатиком" главную награду Московского кинофестиваля. Студия, занимавшаяся производством картины, не смогла предоставить копию фильма на 35-миллиметровой пленке, что является обязательным условием. Главный отборщик ММКФ Андрей Плахов в разговоре с корреспондентом "Труда" отнесся к происшедшему философски, мол, такое на фестивалях случается. И все-таки представить себе, чтобы автор фильма не озаботился тем, чтобы его картина вовремя прибыла в Канн или в Венецию, мне трудно...
ПРОДЕШЕВИЛИ
Самым дорогим грузинским фильмом за всю постсоветскую историю стал "Русский треугольник" в постановке Алеко Цабадзе, представляющий нынче Грузию в конкурсе ММКФ. На съемки, по некоторым сведениям, ушло 2 миллиона долларов. Немалую часть бюджета, надо думать, оттянули на себя модные российские актеры - Константин Хабенский, прославившийся "Дозорами", и Артем Ткаченко, ставший известным после нашумевшего блокбастера "Меченосец". Иначе чем объяснить тот факт, что историю, происходящую в Москве, снимали в Киеве, где, как известно, работа над фильмом обходится значительно дешевле? Но Киев никак не похож на Москву, и это рождает ощущение "липы" на экране. Так борьба за дорогих актеров обернулась дешевизной происходящего на экране.
"АЛЕКСАНДРА" В ОТКАЗЕ
Без двух главных картин сезона - фильмов "Александра" Александра Сокурова и "Простые вещи" Алексея Попогребского - осталась Российская программа Московского кинофестиваля, которая проходит в Доме кино и пользуется огромным интересом у наших зрителей и зарубежных журналистов. Как известно, у Сокурова напряженные отношения с Никитой Михалковым, вот он год за годом и отказывается предоставлять Московскому кинофестивалю свои новые картины. Мэтры ссорятся, а зрители-то в чем провинились?
Что касается фильма "Простые вещи", только что победившего на Сочинском "Кинотавре" и нынче представляющего российское кино на фестивале в Карловых Варах, то продюсеры ленты ответили директору Российской программы Ирине Павловой, что они "в Московском кинофестивале не заинтересованы". "Хозяин" картины, он у нас, конечно, барин, но надо же иногда и об интересах державы думать. Которая, к слову говоря, выделяет деньги на фильмы "независимых продюсеров"...
СЮРПРИЗ С АБОРТОМ
На ММКФ всегда заявляют ленту-сюрприз. Таковой на сей стала румынская картина "4 месяца, 3 недели, 2 дня", не заявленная в каталогах Московского кинофестиваля. Как известно, эта работа молодого румынского режиссера Кристиана Мунджиу, рассказывающая о молодой женщине, решившейся во времена Чаушеску на нелегальный аборт, победила месяц назад в Канне. Ясное дело, что показ картины сопровождался ажиотажем. Увы, главным чувством после просмотра у многих было разочарование. Лента, снятая в традициях итальянского неореализма, но только на новом историческом витке, сама по себе не плоха. Но дело в том, что на прошлогоднем ММКФ, а ранее в том же Канне, в программе "Особый взгляд", показывали румынскую картину "Смерть господина Лазареску", снятую абсолютно в той же интонации, стилистике, только она была на порядок интереснее, глубже, философичнее. Критики гадают по поводу столь очевидного совпадения - то ли это обычный повтор, то ли заимствование, то ли "новая румынская волна" народилась?