Сразу скажем, что большинство московских "голосов" - не только дикторы, но и актеры, певцы, чтецы. Большинство работает в театре, кино, на радио и телевидении.
Вот, например, Юлия Романова. Каждый день миллионы москвичей и гостей столицы ориентируются в метро именно по ее звонкому голосу - она объявляет станции. Однако мало кто знает, что в прошлом Юля еще и девочка-ведущая незабвенной "Пионерской зорьки" на Всесоюзном радио, а в настоящем - популярная актриса музыкального театра на Басманной.
- Я не сразу поступила в ГИТИС, - рассказывает Юля, - надо было годик где-то поработать. Узнала, что нужны дикторы в метро. Мы целых два месяца репетировали, казалось бы, простейшие фразы. Ведь в "Пионерской зорьке" все было совершенно по-другому: мне уже стукнуло 17, а требовалось разговаривать детским голосом, а в метро, наоборот, нужен взрослый женский голос. Минимум экспрессии - максимум информации.
Другой диктор Московского метрополитена, Алексей Россошанский, озвучивает на метрополитеновском радио информационные сообщения, рекламу, иногда и стихи читает. "Лучше всего в городской суете воспринимается классика - стихи о природе, о Москве, но иногда и личные. В то же время поэзия в подземке не должна быть слишком навязчивой", - говорит Алексей. Начинал он в первых российских мюзиклах - "Метро", "Tomorrowland", "12 стульев", "Норд-Ост"...
- В число заложников я не попал, - вспоминает Алексей, - мы в момент захвата были в своих гримерках, но по трансляции видели, что происходит в зале и на сцене. Просто в голове не укладывалось, что в театре может происходить нечто подобное. Вместе с другими актерами покидали гримерки через окна, сделав некое подобие веревок из наших костюмов... Хорошо, что организаторы мюзикла не поскупились, и они были сшиты из очень добротной ткани...
Сейчас Алексей Россошанский озвучивает еще и аудиокниги - Владимира Войновича, Василия Аксенова, Бориса Васильева. В планах - булгаковское "Собачье сердце" и "Таинственный остров" Жюля Верна.
- Как-то одно издательство заказало мне озвучание "Уголовного кодекса", - с улыбкой вспоминает Россошанский. - Сначала хотел отказаться, но потом решил попробовать. Задача непростая - тон должен был быть не лекторско-менторский, а человечный. Зачем это было нужно, я, честно говоря, так и не понял. Может, в местах не столь отдаленных по утрам для профилактики мою озвучку включают вместо радио?
По праздникам - в день города и в день рождения Московского метрополитена - станции в метро объявляют персоны более известные: Вера Алентова, Владимир Меньшов, Элина Быстрицкая, Валерий Золотухин, Людмила Гурченко, Ольга Остроумова, Александр Ширвиндт, Леонид Ярмольник, Борис Щербаков и другие. Говорят, пассажиры бывают приятно удивлены.
В Мосгортрансе пошли по другому пути. В автопарках дикторов подбирают из...Всероссийского общества слепых. А в ближайшее время к записи названий остановок наземного транспорта привлекут и детей - в честь Года ребенка.
"Голоса со стажем" работают и в "Московской городской телефонной сети".
- Хорошего диктора найти очень сложно, - говорит начальник центра организации обслуживания аналоговой сети МГТС Татьяна Кожанова. - У него должен быть не просто хороший голос и очень грамотная речь. Голос должен быть таким, чтобы ему доверяли....
Вот, например, солидный баритон Алексея Ковалева сразу кажется знакомым. И уж, конечно, не только по текстам вроде "Номер абонента изменился...". За плечами многие годы работы в театрах, на Всесоюзном радио, на радио "Орфей". Вел разные программы - музыкальные, новостные.
- Так случилось, что 19 августа 1991 года именно мне пришлось объявлять о путче, - вспоминает Алексей Захарович. - Я работал тогда в ночь и уже собрался уходить, как вдруг сказали: "Останьтесь, какой-то срочный пакет из Кремля пришел". Новость такого масштаба мне пришлось читать буквально с рукописного листа...
Есть на МГТС и "женский голос": диктор Ирина Воробьева озвучивает и тексты для службы "09", и абонентские автоинформаторы, и рекламу. Сразу чувствуется хорошая речевая закалка - солидные старомосковские интонации.
Как это ни обидно, а страна своих героев не знает. На улицах дикторов из метро, автобусов и автоответчиков не узнают.
- Как-то раз я очень спешила на экзамен, а дверь первого вагона в метро захлопнулась передо мной, - вспоминает "голос" Московского метро Юлия Романова. - Наверное, у меня было такое расстроенное лицо, что даже машинист поезда проникся моим настроением и открыл свою персональную дверь. Едем, звучат объявления станций. "А это я говорю", - сказала я машинисту. Он мне, конечно, не сразу поверил, зато потом даже автограф взял, первый в моей жизни...