И дело не только в том, что кандидатура достойная: опытнейший хозяйственник (за плечами 15 лет руководства столичным мегаполисом - и каких лет! Вспомните черный, полуразрушенный, голодный город начала 1990-х), тертый калач-политик (20 лет в системе органов исполнительной власти), примерный семьянин (четверо детей - два взрослых сына и две совсем еще юные барышни), интеллектуал-изобретатель (200 печатных работ, 50 изобретений), писатель (два десятка книг от автобиографических до философских), почетный профессор десятка университетов (в том числе зарубежных), академик "ряда академий России", заслуженный химик, заслуженный строитель, заслуженный работник железнодорожного транспорта, наконец, пчеловод... Куда уж больше!
Сам Лужков, которому через три месяца исполнится 71 год, уже сделал весьма афористичное (учитесь, граждане, глубине и лаконичности) заявление: "За кресло никогда не держался, но работой очень дорожу". И пообещал москвичам в обозримом будущем четвертое транспортное кольцо, жилье для малообеспеченных и достаточное количество детских садов. Вообще-то Юрий Михайлович мог бы вообще промолчать - это ничего не меняет. Другой кандидатуры (если, конечно, не рассматривать совсем уж экзотические варианты) просто нет. Что, собственно, и зафиксируют сегодня своим дружным голосованием депутаты, с чем вынужден был согласиться и президент страны. Налицо закон жизни, явившийся при сегодняшней политической системе в России: в тени "великих и ужасных" ничего не произрастает, а значит, кадровый голод и далее будет только нарастать.
Семнадцатый год президентствует в Татарстане Минтимер Шаймиев (в январе ему исполнилось 70 лет), пятнадцатый год губернаторствует на Орловщине Егор Строев (ему 70 лет стукнуло в феврале), а если к этому прибавить и руководящий стаж в советскую эпоху... Да, каждый из этих немолодых уже людей - уникальная личность, мудрый правитель, истинный патриот страны. Но у каждого из них - ни одного игрока на скамейке запасных. Собственно, не их это забота - готовить себе смену, хотя разговоры о преемниках в последние годы уже до того навязли в зубах, что кажется, будто другого способа передачи власти на планете Земля до сих пор не придумано. Нет, придумано. И одно из главных назначений государства в том и заключается: обеспечить разумную, неизбежную, не потрясающую самих основ преемственность во власти, на всех ее этажах. Именно для того придуманы партии, в том числе и оппозиционные, парламент и, страшно сказать, Конституция...
Что касается лично Юрия Михайловича Лужкова, то среди сотен его печатных трудов есть небольшой рассказ "Дед". На первый взгляд - размышление о людях и пчелах. А если вчитаться - философская притча о смысле жизни и личном пространстве. Вечная гонка "засасывает, не дает заняться чем-то главным, единственным. Начинаешь, что называется, мельтешить, - сетует автор. - И только когда находишься среди нескончаемой пчелиной работы, то все постепенно встает на свои места... Такого покоя, сосредоточенности, такой философской глубины созерцания, как на пасеке, нет нигде".
Далее Юрий Михайлович делится с читателями самым сокровенным: оказывается, он сейчас работает над нелегкой задачей "сделать улей сухим": "Вы только представьте себе хотя бы такую деталь - медоносица всю долгую зиму не ходит, извините, в туалет. А ведь чем ниже температура, тем больше меда приходится есть, чтобы сотворить тепло. К весне бедняжке становится трудно удерживать эти шлаки. Человек по-разному помогает пчеле - я, например, чуть-чуть подогреваю улей".
Впрочем, помимо пчел, в рассказе Лужкова есть и еще одно действующее лицо - 95-летний дед, тоже заядлый пчеловод. При этом не политик, не академик, не почетный строитель и даже не мэр. Он делится с Лужковым своим способом ловли пчелиных роев, а затем уходит восвояси по лесной тропинке. А непотопляемый, несгибаемый, незаменимый столичный мэр, гдядя ему вслед, вдруг понимает, что дед приоткрыл ему "какой-то иной, упущенный способ жизни. Где нет этой грязи, этой чертовой политики. Где мужики занимаются простым чистым делом и доживают в здравом уме и теле до девяноста пяти, черпая силы от меда. И от того спокойствия, которое дает пасека".
А КАК У НИХ?
Париж
Здесь муниципальные выборы проводятся каждые шесть лет. Очередные состоятся в будущем году. Участие в муниципальных выборах могут принимать все граждане, достигшие 18 лет. Идентичный возрастной порог установлен и для кандидатов.
Как во Франции становятся мэром? В ходе волеизъявления граждан определяются члены муниципального совета (в Париже, к примеру, их 163), а те, в свою очередь, из своей среды выбирают городского голову. При этом ограничений ни по количеству сроков, ни по возрасту нет. Кстати, мэры больших городов всегда были политиками общенационального значения, а парижский муниципалитет рассматривался во все времена в качестве удобного плацдарма для взятия Елисейского дворца. Достаточно напомнить, что именно с этой позиции в 1988 и в 1995 годах на штурм президентского кресла стартовал Жак Ширак. Потерпел поражение в первый раз, а во второй добился-таки своего.
Нынешний мэр Парижа социалист Бернар Деланоэ, который раньше не считался в стране политиком первого ряда, весьма удачно использовал в последние годы свой нынешний статус и добился немалой популярности. Не исключено, что через пять лет он сможет потягаться с Николя Саркози за президентский пост.
Лондон
Как рассказала мне Эмма Кассиди из организации "Лондон элект", занимающейся проведением выборов в британской столице, мэром Лондона может стать не только гражданин Британии, но и Ирландской республики, и даже любой страны Европейского союза.
Для этого ему (или ей) необходимо достичь 18-летнего возраста, проживать не менее 12 месяцев в собственном или арендуемом жилье в Лондоне. Другие обязательные условия: к моменту выдвижения кандидат должен иметь как минимум годовой стаж работы в столице и быть зарегистрирован в качестве избирателя.
Лондонцы избирают мэра прямым голосованием сроком на 4 года. При этом нет никаких ограничений по тому, сколько раз подряд может один и тот же человек занимать этот пост. Правда, это обстоятельство вызывает сейчас жаркие споры, и вопрос находится на рассмотрении в высшей юридической инстанции страны - палате лордов.
Нынешний мэр, 62-летний Кен Ливингстон, занял кресло главы города в 2000 году и был переизбран 4 года спустя. Он уже объявил о своем твердом намерении баллотироваться на этот пост и в будущем году. По словам Ливингстона, это необходимо для того, чтобы обеспечить успешное проведение летней Олимпиады 2012 года в Лондоне.