ТУРАНДОТ НЕРАВНОДУШНА К ИНОСТРАНЦАМ

Вот уже в 15-й раз в Кускове, жемчужине усадебной архитектуры, прошло вручение московской театральной премии "Хрустальная Турандот". Церемония начинается в 10 часов вечера, а заканчивается фейерверками под звуки фанфар и крики "Ура!" далеко за полночь. Шампанское здесь льется рекой на протяжении всего действа, его подают слуги в ливреях. Банкетный стол по изобилию, наверное, ничуть не уступает тому, что был во времена графа Шереметева.

По сути, это меценатская премия, а учредил ее режиссер телевидения Борис Беленький, обладающий незаурядными организаторскими способностями, а также умением уговаривать людей. Не будь у него этого дара, трепетные музейщики вряд ли согласились бы впустить на заповедную территорию театральную братию, известную своей непредсказуемостью, особенно в подпитии.
Беленькому принадлежит и идея образа ведущей церемонии - загадочной Турандот. Правда, за прошедшие годы ее облик кардинально изменился: из точеной китайской царицы она превратилась в румянощекую купчиху, в которой все тут же узнали Марию Аронову. Рядом с этой красавицей в красном атласном платье ее "советник", драматург Александр Адабашьян, выглядел довольно бледно, хотя и острил без устали по поводу номинантов.
Были времена, когда большинство наград в Кускове доставалось артистам Ленкома. Теперь в лидерах - мхатовские лицедеи, а также воспитанники Олега Табакова. Приз за лучшую мужскую роль - Иудушки в спектакле "Господа Головлевы" - получил Евгений Миронов. Миндаугас Карбаускис - за лучший спектакль "Рассказ о семи повешенных" в "Табакерке".
Что же касается награды за лучшую женскую роль, могу сказать одно: Вера Алентова прекрасная актриса, но мне показалось, что ее героиня в спектакле "Счастливые дни" излишне манерна. Но когда на сцену вышел Алексей Баталов, чтобы поздравить любимую партнершу по фильму "Москва слезам не верит", то зал взорвался аплодисментами - этот дуэт любят и помнят все.
Небольшой курьез произошел в номинации с иностранным режиссером. Да, Александр Морфов болгарин, но уже много лет он ставит спектакли в Москве, а, кроме того, является главным режиссером Театра имени Комиссаржевской в Петербурге. Но, видно, жюри подумало: раз уж Морфов гражданин дружественной страны, то почему бы по-дружески и не присудить ему приз за спектакль "Затмение" в Ленкоме?!
Особенно Турандот дорожит призом "За честь и достоинство". И когда на сцену вышел 90-летний Владимир Зельдин, обладатель этой награды, для того чтобы вручить статуэтку загоревшему на даче Льву Дурову, то они выглядели, как знаменитая парочка - Дон Кихот и Санчо Панса.
Итак, непредсказуемая "Турандот" отдала предпочтение серьезным произведениям, что характеризует ее меценатов с самой лучшей стороны. Приятно осознавать, что деловые люди и сегодня не забывают своего великого предшественника Савву Мамонтова, построившего Художественный театр, и его знаменитую фразу: "Если только думать о хлебе насущном, то и хлеба не будет".