В основном это работы молодых немецких кинематографистов, чье детство прошло еще "при социализме", что не могло не сказаться на выборе ими тем и сюжетов.
Романтическая комедия Кая Весселя "Первый поцелуй" - о вступающих во взрослую жизнь подростках 80-х и сопутствующей этому первой любви и попытках освобождения от избыточной родительской опеки. Действие фильма Джеффа Канева "Бабий Яр" происходит осенью 1941 года в оккупированном гитлеровцами Киеве. Это трагическая история о двух еврейских семьях, которые отчаянно борются за жизнь, пытаясь обмануть судьбу и избежать участи жертв Холокоста. Турок из Гамбурга Фатих Акин в картине "Солино" рассказал о непростом вживании семьи итальянских переселенцев в специфическую среду индустриального немецкого города 60-х.
Главным событием программы стала трагикомедия Вольфганга Бекера "Гудбай, Ленин!", которая уже успела собрать богатый урожай международных наград и заработать в прокате 40 миллионов долларов, обойдя многие американские блокбастеры. Сюжет картины замысловат и непредсказуем. Школьную учительницу из ГДР оставляет муж. Пытаясь уйти от одиночества, она находит себя в "служении социалистическим идеалам", однако незадолго до падения Берлинской стены впадает в кому. Когда спустя восемь месяцев женщина приходит в себя, то уже ни ГДР, ни любимых ею консервов "Глобус" нет и в помине. Чтобы не травмировать психику матери, ее сын Алекс решается скрыть от "истовой социалистки" реальное положение дел в их стремительно капитализирующейся части страны. Для этого юноше приходится вернуть со свалки старую мебель, постоянно перекладывать продукты в старые упаковки, а также всеми правдами и неправдами заставлять окружающих играть в эту рискованную игру. С помощью друга-видеолюбителя Алексу даже удается имитировать программы уже несуществующего гэдээровского телевидения.
День ото дня обман все сложнее скрывать. Выздоравливающая мать то увидит из окна автомобили с фээргэшными номерами, то рекламу кока-колы во всю стену соседнего дома. Алекс хитроумно сглаживает эти противоречия, рассказывая в фальшивых теленовостях о якобы новом партийном курсе на "добрососедское сотрудничество с капстранами". От эпизода к эпизоду частный, анекдотический случай обретает черты фантасмагорической притчи.
Но в фильме Вольфганга Бекера нет ни тени злорадства или жестокой насмешки над временем и оказавшимися неготовыми к беспокойной жизни в "свободном обществе" людьми. Как прощание с прошлым звучит центральный эпизод фильма: впервые поднявшейся с постели матери является чугунная статуя Ленина с вытянутой вперед рукой, которую перевозил по воздуху невесть откуда вдруг взявшийся вертолет.
Московская премьера фильма "Гудбай, Ленин!" совпала с днем рождения Вольфганга Бекера. По этому поводу во время финальных титров публика кинотеатра "Пушкинский" устроила режиссеру настоящую овацию. "Никогда еще столько людей не поздравляли меня с днем рождения, - растрогался Бекер. - Ради этого стоило приехать в Москву". Аплодисменты усилились, когда на экране появилось имя российской актрисы Чулпан Хаматовой, сыгравшей на неплохом немецком языке подругу Алекса - медицинскую сестру-стажера из Советского Союза.
В беседе с журналистами Вольфганг Бекер сказал: "Действие фильма могло бы произойти и в России. Здесь не понаслышке знакомы с тяжелыми переломными реформами. Однако мой фильм прежде всего о взаимоотношениях в семье, и уже потом о преодолении прошлого". На вопрос, не пришлось ли во время съемок объяснять малолетним актерам, исполнявшим роли пионеров, что такое ГДР, Бекер ответил, что этих мальчиков на площадке ждали их мамы, которые, услышав пионерскую песню, заплакали. "Они, наверное, потом им все объяснили", - уверен режиссер.
Устроители ММКФ организовали для режиссера путешествие по столице. В Парке Горького немецкого гостя особенно заинтересовал музей памятников советской эпохи: "Я там снимал на видео разные скульптуры: Ленин молодой, пожилой, монголоидный, с европейским типом лица. Они стоят рядом с Дзержинским и Сталиным с отбитым носом. А вообще, с тех пор, когда я был здесь 13 лет назад, Москва изменилась неузнаваемо. И это тоже имеет отношение к моему фильму. К тому же в его названии - пусть и символично - я включил имя одного из великих сынов вашего народа". Вольфганг Бекер надеется, что ему дадут разрешение на съемку в мавзолее. "Гудбай, Ленин!" - единственная картина из фестивальной программы "Кино Германии сегодня", которая закуплена российскими прокатчиками и 4 сентября появится в кинотеатрах страны.