ДАРМОВАЯ КОНФОРКА

Речь о погашении долга пока не идет, наоборот, за последние полгода он вырос почти наполовину. Почему не платит за газ не самый бедный российский регион? С этим вопросом корреспондент "Труда" обратилась к генеральному директору ООО "Мосрегионгаз" Мидхату ИБРАГИМОВУ.

- Сегодня меня в Газпроме о том же спросили, - сказал он. - Удивляются: почему Московская область сидит в долгах, а, например, Ленинградская расплачивается сполна? Что, Москва беднее Питера? Не беднее. Московская область в состоянии платить за газ 100 процентов. Но для этого необходимо устранить причины неплатежей.
- А в чем они состоят?
- Прежде всего есть проблемы с собираемостью платежей с населения. В Московской области проживает семь миллионов человек, а чем больше людей, тем труднее собрать деньги. Население оплатило только одну двенадцатую часть потребленного газа. Не последнюю роль сыграло повышение цены на газ.
- Так цена же по всей России повысилась.
- Не забывайте, что Московский регион - самый дорогой в стране. Цены здесь растут быстрее, чем где-либо. Людям зачастую действительно трудно свести концы с концами.
Другая причина роста задолженности, на мой взгляд, в том, что очень холодной оказалась минувшая зима. Впервые за шесть последних лет среднемесячная температура держалась ниже двадцати градусов мороза. Газа на отопление потребовалось больше, чем обычно, а денег в бюджете на его оплату было заложено, как обычно.
Еще одна причина в том, что уменьшилась доходная часть местных бюджетов. В последние годы произошло перераспределение средств между областным и местными бюджетами. Во многом оно было правильным. Это позволило ввести в областном бюджете защищенную статью по оплате за газ. Но на местах никак не привыкнут к новым правилам. И если раньше, например, Одинцовский, Красногорский, Ступинский, Чеховский и некоторые другие районы платили легко, даже полностью авансировали поставки газа, то теперь решают эти вопросы с трудом. Но все же они стараются не влезать в долги и сейчас. А вот Балашихинский, Лотошинский, Воскресенский, Солнечногорский районы, город Рошаль и десятки других платят по "остаточному принципу": сначала на собственные нужды, а потом уже за газ.
- Может быть, основной причиной является бедность потребителей?
- Не думаю. Те же самые потребители, которые не доплачивают газовикам, за электроэнергию платят 104 процента, потому что знают: с "Мосэнерго" шутки плохи. Опыт "веерных отключений" хорошо врезался в память. Мы же на подобные шаги идем крайне редко. Ведь газ обеспечивает социальную стабильность, нормальный жизненный уровень в регионе. Мы не хотим, чтобы за просчеты местных чиновников расплачивались рядовые жители. Платежи населения в среднем по области составляют более 90 процентов.
- Но ведь приходится порой принимать и жесткие меры?
- Приходится. Правда, сначала стараемся решить вопросы по-хорошему: встречаемся с руководителями, проводим совещания, выезжаем на места. Но не всегда это помогает. Недавно с Люберецким районом разбирались, выясняли: почему за полгода они потребили газа на 92 миллиона рублей, а заплатили только 74? Оказывается, на другие нужды деньги пошли. И таких примеров немало.
- Трудно находить общий язык с местным руководством?
- По-разному. Очень трудно разговаривать с теми руководителями, кто не думает о будущем своих районов. Есть распоряжение Газпрома: выделять регионам лимиты газа на будущий год пропорционально оплате за газ в текущем году.
- Мидхат Ахметович, можно ли реально переломить ситуацию с неплатежами?
- Считаю, что сегодня неплатежи за газ не имеют объективных экономических оснований. Дело в субъективном отношении некоторых местных руководителей. У нас складываются деловые отношения с правительством Московской области, и, надеюсь, совместно мы сможем разобраться и с долгами.
- Московская область - один из крупнейший газопотребителей. Какую долю составляет газ независимых производителей?
- Пока очень незначительную. Хотя убежден, что большинство промышленных предприятий должны покупать газ по свободным ценам. А ведь до сих пор экспортно ориентированные предприятия берут газ по низким внутренним ценам, а продают свою продукцию - по мировым. Надо менять это положение: пусть удобрения и прочая экспортная продукция производятся на газовом сырье, купленном по рыночным ценам. Думаю, что в ближайшее время независимые производители увеличат поставки в Московском регионе. Кроме того, часть газа по свободным ценам сможет продавать и Газпром.