НА ВЕНЕЦИАНСКОМ БЬЕННАЛЕ ПОКАЗАЛИ ГРЯЗНЫЙ КЛОЗЕТ

Члены жюри 50-го по счету бьеннале искусства в Венеции не смогли осмотреть экспозицию посланцев Испании - их не пропустили в павильон, поскольку они не могли предъявить охранникам документ, удостоверяющий их испанское гражданство. Мэтры, а среди них были искусствоведы с мировой известностью, собранные вместе, чтобы решить судьбу главного приза "Золотой Лев", были озадачены, равно как и подавляющее большинство посетителей. А устроил им такой провокационный сюрприз художник-авангардист Сантьяго Сьерра, которому было поручено оформить экспозицию испанского павильона.

Сеньор Сьерра распорядился замуровать безобразной кирпичной стеной главный вход в павильон, над которым вывесил объявление: "Вход только для испанцев при предъявлении паспорта". Для таких редких посетителей оставлен черный ход, у которого стоят два вооруженных пистолетами и дубинками дюжих охранника, следящих за тем, чтобы никто не нарушил правила посещения "закрытой зоны".
Объяснение экстравагантной выходке художник дал такое: он-де хотел привлечь внимание общественности к нарушающим права человека ограничениям, которым в Испании подвергаются иммигранты и беженцы из других стран.
Не так давно лауреат Нобелевской премии, колумбийский писатель Габриэль Гарсиа Маркес, критикуя ужесточение правил въезда латиноамериканцев в Испанию, писал: когда Христофор Колумб открыл Новый Свет и туда хлынули испанские конкистадоры и миссионеры, утверждавшие там мечом и крестом власть короны Испании, у них никто не требовал въездных виз, а сейчас потомки тех самых испанцев, не могут попасть на землю своих предков.
На словах власти говорят о необходимости регулировать поток трудовой иммиграции, а на деле этим не занимаются, потому что это позволяет Испании использовать дешевый труд сотен тысяч бесправных рабочих, проникающих без всяких документов в страну из Латинской Америки, Северной Африки и Восточной Европы.
Сьерра не только замуровал вход в павильон, но слово "Испания" над павильоном задрапировал черным пластиком, который обычно используется в изготовлении пакетов для сбора мусора. Испанский художник заявил журналистам, что тем самым он выступает против нагнетаемого официального патриотизма, под прикрытием которого творится несправедливость, разжигаются расовая нетерпимость и ксенофобия.
И наконец, перед теми редкими посетителями, у кого имеется испанский паспорт, и кто попал внутрь павильона, открывается не менее шокирующее зрелище: там ничего нет, полная разруха, пол усеян строительным мусором и обломками экспонатов. Единственный "экспонат" - грязный клозет в туалетной комнате. По мысли Сьерры, речь идет о метафорическом выражении идеи: жизнь без справедливости становится лишенной содержания и смысла.
Большинству иностранных искусствоведов, хотя их не пустили в павильон, идея испанского художника-нонконформиста показалась достойной похвалы, лучше любых слов, звуков и красок отражающей тревожное явление. Многие из них уверены, что хотя главный приз "Золотой Лев" достался мало чем примечательному павильону Люксембурга, испанский - самый смелый по мысли и своеобразию и более достоин высшей награды бьеннале.