НУЖЕН ЛИ НАМ НУЖЕН ЛИ НАМ "НАЛОГ НА ЗДОРОВЬЕ"?

В Минэкономразвития к концу года будет готов проект, предполагающий очередное реформирование системы финансирования медицинской помощи. Пока этот проект находится в начальной стадии разработки, детали его неизвестны, но суть понятна: российским гражданам предложат самим поучаствовать в оплате медицинских услуг. Это не значит, что медицина станет платной - она, судя по всему, останется бюджетной и страховой. Но вот вносить регулярные отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования будут, видимо, не только работодатели, но и сами работники. Эксперты, готовящие проект, намерены согласовать его с профсоюзами, учесть опыт других стран, где уже действует система "соплатежей" граждан на нужды здравоохранения, и это позволило улучшить качество медицинских услуг.Высказать свое мнение о проекте мы попросили известных россиян.

Эмма ДОЛЖИКОВА, директор Института красоты:
- Есть заболевания, которые государство должно лечить бесплатно - сахарный диабет, онкология. И люди не обязаны за это платить. Если сегодня у нас от сердечно-сосудистой недостаточности погибают 20-30-летние молодые люди, сомневаюсь, что с введением дополнительного налога смертность уменьшится. Да и при скромных доходах россиян мало кто сможет отдать эти деньги безболезненно для своего кармана. Возьмем для примера наш институт. Зарплата сотрудников напрямую связана с тем, сколько больных к нам придут за платными услугами. Как только сократятся доходы пациентов, они станут реже нас посещать. Зарплата персонала, соответственно, уменьшится, а тут еще и налог на медицину платить придется. Я бы не спешила с такими проектами.
Вячеслав ЗАЙЦЕВ, модельер:
- Надо понять, какой именно процент от доходов государство собирается изымать в пользу здравоохранения. Если он в разумных пределах, я лично готов платить, но только в том случае, если мои деньги улучшат ситуацию с медицинским обслуживанием - в поликлиниках исчезнут хамоватые доктора и многочасовые очереди, а в больницах появятся лекарства, современное оборудование, чистое постельное белье и нормальная еда.
Давид ИОСЕЛИАНИ, главный кардиолог Москвы:
- Идея персональных платежей на нужды медицины вовсе не нова. В сущности, уже сейчас подразумевается, что какая-то часть подоходного налога каждого человека идет через бюджет на оплату медицинской помощи. Но сегодня это "общий котел", а медицина, конечно же, нуждается в немедленной целевой финансовой поддержке. Если будет введен обязательный налог с каждого человека (даже при самом мизерном проценте этого налога), медицина получит огромные дополнительные средства. И думаю, что большинство граждан будет согласно платить такой налог. Я считаю, что нам надо идти именно по этому пути. Но тогда страховая медицина должна включать в себя практически все услуги, связанные со здоровьем человека (сюда не входят, разумеется, чисто косметические процедуры или операции), а сейчас она оплачивает примерно двадцать процентов реальных услуг.
Владимир ВИШНЕВСКИЙ, поэт:
- Я считаю, что для России этот проект преждевременный. Наше вхождение в цивилизацию происходит несколько извращенно. Вспомним хотя бы "лежачих полицейских". Мы кинулись устанавливать их на улицах, а когда выяснилось, что они портят машины, стали так же рьяно их сдирать. Большинство россиян сегодня не готово нести бремя дополнительных расходов. Что касается меня, то если я буду знать, куда именно идут мои деньги и как расходуются, я готов поучаствовать в оплате медицинских услуг. Но только с одним условием - не хочу, чтобы наше здравоохранение уподобилось милиции, которую содержат налогоплательщики. И я очень сочувствую тем, кто вынужден ходить в бесплатные полунищие поликлиники.
Сергей МАРКОВ, директор Института политических исследований:
- Ко всему, что укрепляет здоровье россиянина, я отношусь положительно. А следовательно, и к обязательному медицинскому страхованию - вполне приемлемой социализированной системе, которую уже многие испытали с пользой для себя. Усовершенствование системы финансирования медицинской помощи, на мой взгляд, поможет оздоровить само здравоохранение, главное здесь - обеспечить жесткий заслон возможным финансовым злоупотреблениям.
Как и большинство граждан России, я положительно отношусь к постепенному переходу к платной медицине. Однако этот переход не должен быть тотальным. В обществе немало людей, которые не в состоянии платить за лечение, тем не менее они должны иметь возможность пользоваться услугами здравоохранения хотя бы по минимуму.
Сергей КОЛЕСНИКОВ, член Комитета Государственной Думы:
- Предложение о регулярных отчислениях не только с работодателей, но и работников, мягко говоря, несправедливо в отношении простых россиян. И отражает давнюю мечту правительства в условиях сокращения налогов на предприятия переложить бремя оплаты медицинских услуг на само население. В цивилизованных странах так не делается. Там предусмотрено обязательное страхование работающих, что иногда составляет до 30 процентов от их реальных доходов. Система проста: между работодателем и работником заключается контракт, в котором оговаривается зарплата, и помимо нее выплаты в виде различных услуг, в том числе и медицинское страхование. Работодатель просто не имеет права проигнорировать это положение по закону.
В то же время, если работающий человек желает иметь услуги, не предусмотренные системой социальной защиты, он вправе заключать самостоятельные договоры со страховыми компаниями. Это и называется добровольным страхованием, что опять-таки позволяет закон. У нас же оно приобретает добровольно-принудительный характер.