САМАЯ ВЫСОКАЯ МЕЧТА

Две последние недели подряд по будням в самое лучшее вечернее время канал "Культура" приглашает своих зрителей подняться высоко в небо. В эфире идут десять документальных получасовых лент, посвященных авиации. Цикл "Век полета: виражи и судьбы" рассказывает о российской авиации - от первых несовершенных самолетов до нынешних, поражающих воображение сверхзвуковых машин. И, конечно, о людях - тех, кто создавал эту технику, и тех, кто поднимал ее в воздух.

Десять лент - это десять разных тем, десять несхожих творческих решений. В одних лентах, повествующих о младенческих временах развития авиации, мы видим черно-белую кинохронику, которую приходится из-за нехватки материала дополнять кадрами из игровых фильмов, снятых много позже. А тех персонажей, которых мы только что видели на старинных фотопортретах или в чудом уцелевшей хронике, сыграли известные актеры.
Но все же строгое следование историческим фактам стало главным принципом, сквозной линией всего цикла. Хотя и из-за отсутствия достаточного количества изобразительного материала и документальных свидетельств авторам пришлось отказаться от последовательного изложения.
Так что не случайно после первой серии "Взгляд через облака", рассказавшей об авиации периода первой мировой войны, о конструкторе И. Сикорском и о самолетах "Илья Муромец", принявших участие в сражениях на фронте, образуется десятилетняя пауза. И следующая лента - "Гонка с выбыванием" - переносит зрителей уже в эпоху 30-х годов, когда в нашей стране началась истинная авиационная лихорадка. Именно в эту пору появляется целая плеяда талантливых авиаконструкторов. А рядом с ними - группа бесстрашных героев-летчиков, давших путевку в небо самым дерзким инженерным замыслам.
О 30-х годах речь идет еще и в "Центробежной силе", посвященной судьбе авиаконструктора Николая Поликарпова, и в "Черном лабиринте", рассказывающем о его коллеге Роберте Бартини, итальянском коммунисте, приехавшем в нашу страну и оставшемся в ней навсегда, с головой окунувшись в круговерть авиационных дел.
Казалось бы, из многочисленных публикаций последних лет мы узнали немало нового о судьбах А.Туполева и С.Ильюшина, В.Чкалова и М.Громова, А.Яковлева и С.Леваневского. И все же выпуски документальной серии полны фактов, обстоятельств, оценок, прежде нам не известных. Активно используя данные историков авиации, мемуары современников, сохранившиеся официальные документы, публикации в прессе, создатели фильмов скрупулезно прослеживают все заметные события той поры.
Авторам также удалось передать противоречивость ситуаций и отношений между людьми. Скажем, великий конструктор А.Туполев был первой жертвой репрессий среди своих коллег. Он немало лет проработал в "шарашке", некоторые из лучших своих моделей создал там, но вместе с тем, как это ни парадоксально, считался любимцем Сталина. Кроме того, не прочь был поучаствовать в интриге, направленной против своего же коллеги: от него, например, пострадал Н.Поликарпов, создатель знаменитой "этажерки".
Для любителей политической и исторической "клубнички" в цикле тоже есть немало любопытного. Скажем, то, как В.Чкалов, возвращенный в авиацию благодаря ходатайству М. Громова, "отблагодарил" друга, тайком сняв с его машины мотор и переставив на свою. Или как С.Леваневский, струсив однажды во время полета, затем попытался свалить все на самолет, "накапав" Сталину на Туполева. А в фильмах, посвященных уже послевоенному периоду развития нашей авиации, в подробностях рассказана история побега летчика В.Беленко на новейшем и строго засекреченном в ту пору МИГе.
Четыре военных года уместились в одну серию. Телевизионщики решили использовать тут необычный прием. Они дали три автопортрета асов минувшей войны: русского, француза и немца. Каждый рассказывал об эпизодах битвы, в которой участвовал. Все бы хорошо, если б не финальная сентенция немецкого летчика: "Важно осознавать, что все, что ты сделал в жизни, сделал правильно". Трудно согласиться с такой позицией - даже с учетом пресловутого принципа: я как солдат только выполнял приказ.
О послевоенных шестидесяти годах авиационной истории, по сравнению с предвоенными двадцатью, рассказано, мне кажется, довольно бегло. При этом такие поворотные события, как, например, создание реактивной авиации или преодоление звукового барьера, остались без должного внимания. Зато поистине детективный сюжет советско-американского соперничества на уровне самолетов следующих поколений, трижды превосходящих скорость звука, прослежен с отменным тщанием.
Последние две ленты - "Служба" и "Сны реалистов" - выводят тему на социальный уровень. От новых моделей самолетов, конструкторских находок, рекордных полетов авторы переходят к анализу нынешнего плачевного состояния авиационного хозяйства. Нехватка горючего отлучает летчиков от неба. Авиационные заводы стоят без заказов. Конструкторские бюро испытывают недостаток в финансировании.
Главная надежда, позволяющая авторам завершить цикл на оптимистической ноте, - это люди. Те самые, для которых, как поется в старой песне, "самая высокая мечта - высота"...