"АКУЛА" В СЕВЕРНЫХ ШИРОТАХ

В Баренцевом море, несмотря на непогоду, раньше установленного срока завершена операция по подъему со стометровой глубины фрагментов первого отсека атомного подводного ракетного крейсера "Курск". В отличие от прошлогоднего подъема самого погибшего атомохода, который осуществили в основном норвежцы, голландцы и англичане, на сей раз Россия справилась с задачей собственными силами. Причем всего за месяц вместо двух, отведенных планом.

Для этого еще весной суда Экспедиции особого назначения, созданной на Северном флоте, были оснащены уникальными специальными захватами, способными поднимать с больших глубин тяжелые грузы. В состав отряда, командовать которым поручили начальнику штаба Северного флота вице-адмиралу Сергею Симоненко, вошли килекторное судно с тяжелым рейдовым оборудованием, спасательные суда "Михаил Рудницкий" и "Алтай".
Отряд вышел в море еще 13 мая, однако шторм долго не давал приступить к делу. Наверстать упущенное помог полярный день, установившийся в этих широтах: круглые сутки незаходящее солнце позволило военным морякам ни на минуту не прекращать работу. К тому же на сей раз обошлись без водолазов-глубоководников. Участок дна, на котором и после подъема "Курска" оставался металлический хаос оторванных от него фрагментов, спасатели обследовали с помощью управляемых, а также необитаемых подводных аппаратов-роботов. Захваты тоже действовали автоматически.
Решение, что стоит поднимать, а что рискованно, командование экспедиции тоже принимало на основе анализа "картинки", транслируемой на спасательные суда необитаемыми глубоководными аппаратами. В итоге на палубе "Михаила Рудницкого" оказались баллон воздуха высокого давления, часть искореженного торпедного аппарата, обтекатель носовой части подводной лодки "Курск" и несколько других мелких предметов. Решили этим и ограничиться, а остальное позже подорвать на дне, чтобы обеспечить безопасность работы рыболовецких судов в этом районе. Теперь поднятые фрагменты предстоит доставить для тщательных научных исследований в санкт-петербургское ЦНИИ "Прометей". Именно там будут продолжены поиски ответа на главный вопрос - что же в действительности погубило "Курск"?
Пока ясно только, что катастрофа атомохода началась со взрыва на его борту торпеды. Версии о столкновении с неким подводным объектом или миной времен второй мировой войны, давно будоражившие общественность, правительственной комиссией уже отброшены как несостоятельные. Об этом на днях заявил ее председатель Илья Клебанов. Но отчего рванула торпеда? Это и попытаются выяснить в "Прометее".
Тем временем вчера брешь, возникшая в рядах кораблей Северного флота после потери "Курска", в какой-то степени восполнена. В Северодвинске после 12-летнего ремонта и модернизации основных комплексов вооружения в боевой состав вернулся головной тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения ТК-208 типа "Акула" (по классификации НАТО "Тайфун"), оснащенный 24 межконтинентальными баллистическими ракетами. Из-за своего гигантского водоизмещения эти самые крупные в мире атомные подводные крейсера длиной 173 метра и шириной 23,3 метра, ставшие нашим ответом на американскую программу "Трайдент", на флоте прозваны "водовозами". Всего было построено шесть таких атомоходов. Нынешний корабль-именинник - самый старый из них, был спущен на воду еще в 1979 году. Из-за нехватки средств на эксплуатацию в 1996 году два более новых его собрата - ТК-202 и ТК-12 - были выведены в резерв. Остальные, как предполагается, тоже пройдут модернизацию оружия в Северодвинске и останутся в строю до 2010 года.