Что такое садовый участок для большинства москвичей, особенно пенсионеров, Пятибрат знает по собственному опыту. "Я помидоров с базара не ем - не по карману, да и не знаешь, чем они напичканы, - рассказывает он. - В этом году попробовать их раньше 20 июля из-за прохладной весны не удастся. Но мы с дочкой и внучкой не спешим, у нас еще есть прошлогодние, консервированные запасы. А первый огурчик вот-вот сорвем... Никогда не покупаем и лук, чеснок, свеклу, морковь. Свои ягоды чуть не до снега - малина, смородина, ежевика..."
И хотя в последние годы потянулся к земле и вполне обеспеченный народ, разбивающий возле загородного дома вместо грядок газоны и альпийские ландшафты, большая часть московских дачников по-прежнему видит в земле именно кормилицу. Специалисты подсчитали, что столичные садоводы на 86 процентов обеспечивают свои семьи картофелем и овощами и на 90 - ягодами. В результате той же картошки город закупает на зимнее хранение не 620 тысяч тонн, как в начале 90-х, а всего 100 тысяч тонн. Вот почему городские власти в первую очередь пытаются обеспечить землей тех, кто плохо "вписался" в рынок. Инвалиды, блокадники, чернобыльцы, афганцы, учителя, врачи - два десятка категорий горожан насчитывается в столичном списке льготников. К сожалению, постановление правительства Москвы на этот счет в последнее время вдруг начало вызывать бурную реакцию отторжения у властей Московской области. Например, приобрела столица для своих льготников несколько гектаров земли в Наро-Фоминском районе. Заплатила, как и положено, требуемую сумму за подготовку документов, проектно-изыскательские работы, регистрацию участков и оформление прав собственности на землю. А районные власти начали с них требовать повторную оплату - по 22 тысячи рублей за участок. С какой стати? Ведь, выкупив землю, Москва вправе отдать ее по собственному усмотрению так же, как выделяет бесплатные путевки, квартиры... "Нет, - ответили на письмо по этому поводу из правительства Московской области, - московские льготы действуют лишь на территории Москвы..."
Еще недавно на покупку очередного участка земли и организацию нового садового товарищества уходило от силы 3 - 4 месяца, так как все документы оформлялись в районе. После того, как область взяла эти вопросы на себя, процедура затягивается на полтора-два года. Например, в Ступинском районе бумаги гоняют туда-сюда уже восемь месяцев и конца не видно. Столичная же очередь на землю, в которой из 45 225 человек, состоящих в префектурах на учете, 40 тысяч как раз составляют льготники, застряла без движения. Получили участки очередники лишь 1994 года, а могли бы уже стать землевладельцами и вставшие на учет в 1995-м и даже 1996 году.
Одна из причин - уникальная ситуация, сложившаяся в Подмосковье. Здесь, словно две хозяйки на одной кухне, столкнулись на одной территории интересы двух субъектов Федерации - Москвы и области. Многие недоразумения мог бы снять Земельный кодекс РФ. Потому и ждут в Москве его принятия с таким нетерпением.
А пока конфликты продолжаются. Например, большую часть денег, выделенных на коллективное садоводство, правительство столицы до сих пор тратило на дорожное строительство. Благодаря этому за последние годы построено почти 500 километров дорог. Нужно еще как минимум 600, так как примерно 1000 садоводческих товариществ после первого дождя оказываются отрезанными от мира. К сожалению, и тут много времени и сил отнимает преодоление бюрократических препон. В Раменском районе, например, дорога к 6 тысячам садоводческих участков между деревнями Натальино и Семеновское уже проложена. Но местным властям не хватило двух лет, чтобы оформить под нее земельный отвод. "Находят разные предлоги, - возмущен В. Пятибрат, - а по сути, занимаются откровенным вымогательством..."
В Чеховском районе, в развитие которого столица вложила 23 миллиона рублей, москвичи бьются за то, чтобы пустили автобус от станции Столбовая к Мещерским садам, который здесь ходил испокон веку. В Клинском районе "безлошадным" москвичам невозможно теперь добраться до деревни Васильково. Плоды коммерциализации перевозок: автохозяйства ставят невыполнимые условия...
Будущий год столичные власти определили как год электрификации садоводческих товариществ. Хоть и неприхотливы москвичи на своих кровных шести сотках, но куда годится то, что примерно 300 кооперативов вообще живут без света? Вот и решили всю прибавку средств, предусмотренную проектом бюджета 2002 года (сумму не называют - чтобы не сглазить), пустить на строительство новых линий электропередачи: к уже построенным 40 ЛЭП планируется прибавить 159. А вот еще одна важная проблема пока не решена: садоводы крайне нуждаются в финансовой помощи при освоении участков. Пусть не безвозмездной, хотя оказать ее москвичам в размере 100 миллионов долларов обещал в своем указе еще Борис Ельцин. Да, видно, забыл об обещании. Люди были бы рады и долгосрочным кредитам - лет на 15 - 20. Проект закона на эту тему уже лежит в Московской городской Думе. Только вряд ли под силу решить этот вопрос одному городу, даже такому большому, как Москва. Но и не решать нельзя, так как примерно пятая часть розданных земель зарастает бурьяном из-за отсутствия у хозяев средств. Хорошо бы, чтобы парламентарии, принимающие Земельный кодекс, вспомнили и об этом.
Невозможно не восхищаться трудолюбием людей, жизнь проживших на асфальте. Вынужденные в последние годы забыть о ставших не по карману поездках в санатории и дома отдыха, они не воспринимают работу на земле как наказание. "Я в городе из-за астмы дышать не могу, а мужа давление замучило, - рассказывала пенсионерка Наталья Беликова, - а как приедем на дачу под Озера, за 160 километров от Москвы, займемся садом-огородом, - все болячки как рукой снимает".