При резко ужавшихся источниках финансирования профессионального футбола в России, вдруг вспомнили про пиво
Президент ФК «Спартак» Леонид Федун ещё год назад официально заявил, что один лишь его клуб мог бы иметь один миллиард рублей дополнительной прибыли от продажи пива на стадионах. Но в нынешних реалиях, по мнению экспертов, его надежды на слабо алкогольные напитки слишком оптимистичны. Более реальна цифра — 200 млн рублей прибыли за сезон.
Три ведущие пивоваренные компании свернули рекламные активности в России — ролики (в России разрешено рекламировать лишь безалкогольное пиво) исчезли из эфиров российских телеканалов. И потому можно говорить о доходах лишь с продажи пива на футбольных матчах, а не от рекламы напитка.
Кроме того, в связи с введением на российских футбольных стадионах Fan ID (паспорта болельщика) и без того не слишком заполненные трибуны будут ещё в большей мере зиять пустотами голых сидений. Одни болельщики этот ID попросту не получат (и объяснения причин каждому тут будут необязательны), другие не хотят получать их из принципа — бойкот будет поддержан фанатскими сообществами. РПЛ, РФС и прочие структуры объясняли нам необходимость получения этого документа соображениями безопасности. Хотя за вторую половину завершившегося сезона ни одного крупного конфликта на трибунах либо рядом со стадионом зафиксировано не было.
Запрет на продажу пива на спортивных объектах действует на территории России с 1 января 2005 года. И вот в качестве эксперимента 11 мая правительство Москвы разрешило до 31 декабря продажу алкоголя крепостью до 16,5 процента при оказании услуг общественного питания в спортивных сооружениях, в том числе и на футбольных матчах, хотя бурные дискуссии на тему «разрешать — не разрешать» продолжают происходить даже среди депутатов Госдумы.
И тем не менее, на домашних матчах «Динамо» и ЦСКА 21 мая пива в продаже на стадионах не было, хотя весть о возвращении пенного напитка распространяли «сарафанное радио» и многие футбольные сайты и форумы. Вот как прокомментировал «Труду» ситуацию один из российских лидеров фанатского движения Андрей Малосолов, кстати, бывший пресс-атташе РФС
— Будь моя воля, я бы давно вернул пиво не только на стадионы, но и музеи, парки и прочие места массового скопления людей — именно как элемент цивилизованного отдыха граждан. Рассуждения «давайте запретим пиво, иначе наши люди сопьются» я считаю ханжескими и лицемерными. Ведь никого не заботит, что поблизости от стадионов спиртные напитки продаются в десятках магазинов, баров, ресторанов. В результате прибыль от болельщиков получают эти точки общепита, а могли бы футбольные клубы. Сколько же можно проводить экспериментов над живыми людьми? Во время чемпионата мира 2018 года в течение месяца на стадионах пиво лилось рекой, и к массовым дракам это ни разу не привело.
А внедрение обязательного ID ещё больше усугубляют ситуацию. Все фанатские объединения заявили о бойкоте этого нововведения. Хотя бы потому, что этот проект до конца не проработан. Непонятно даже — сколько стадионов будут задействованы в данной системе. То говорят о пяти, то о семи... И клубы сами должны платить сотни миллионов рублей за внедрение этой системы. Но для администрации футбольных клубов Fan ID — наказание за их молчание. А болельщикам за что такая кара?! В момент, когда нужны болельщики на фоне падающих доходов клубов из-за санкций, их изгоняют со стадионов, заставляя получать дополнительный пропуск, который еще надо заслужить.
Резюмируя сказанное Малосоловым, можно весьма наглядно себе представить — как фанаты вместо футбольных трибун постепенно начнут перемещаться в ближайшие к стадионам пивнушки, где на входе не требуют Fan ID, но зато есть большой экран и спиртные напитки без ограничения.
И ещё. В РФС все-таки принято решение оставить на следующий сезон нынешний формат чемпионата РПЛ с 16 командами. Большинство болельщиков и специалистов одобрили это решение. Но вызывает недоумение (как минимум) тот факт, что оно принято уже по окончанию чемпионата РПЛ. То есть, команды-аутсайдеры в концовке чемпионата не понимали — что их ждёт в случае победы либо поражения: они останутся в РПЛ, или будут играть в стыках, или вылетят в ФНС напрямую.
А по легионерам принята новая формула лимита: не более 13 иностранцев и не менее 12 россиян в заявке на сезон, но число легионеров на поле не должно превышать 8 человек. Напомним: после начала спецоперации на Украине российские клубы покинули более половины легионеров, которые являлись там лидерами, а также регулярно вызывают в крепкие национальные сборные. И ожидавшегося импортозамещения при новом лимите ждать не придется. То есть, теперь скауты из клубов ПРЛ будут искать африканских и латиноамериканских легионеров не Европе (кто же при нынешней ситуации решится на переезд в Россию из Европы?!), а на их исторической родине, то есть, в местах, недоступных для агентов, работающих с европейскими клубами?