В связи с реализацией программы субсидирования воздушных перевозок наметился всплеск интереса населения к полетам
Дальневосточникам все больше нравится летать. Этой весной отечественные авиакомпании им продали более 310 тысяч билетов в рамках программы субсидирования воздушных перевозок. Росавиация сообщила, что до конца года планируется перевезти почти 450 тысяч авиапассажиров, на что из федерального бюджета выделено 2,9 млрд рублей. Но, в отличие от Крыма и Калининграда, купить билет за полцены могут не все жители Дальнего Востока.
Субсидированные рейсы начали выполняться с 1 апреля и продлятся до 31 октября. В программе льготных воздушных перевозок участвуют «АЛРОСА», «Аэрофлот», «ВИМ-АВИА», «Икар», «Нордстар», «Северный ветер», S7, «Уральские авиалинии», «ЮТэйр» и «Якутия». Только за прошлый месяц они перевезли по специальному тарифу свыше 44 тысяч пассажиров. В среднем каждый из них сэкономил на покупке билета примерно 6,6 тысячи рублей. География самых востребованных маршрутов традиционна: из Москвы во Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Якутск и Магадан. Дотируются и перевозки в Калининград из Москвы и Санкт-Петербурга, не исключено и появление маршрутов в рамках расширения программы в Сочи, Мурманск, Екатеринбург и Архангельск, а также из ряда регионов в Симферополь.
Что конкретно предлагается льготникам? Специальный авиабилет в размере 50% от средней стоимости коммерческого тарифа имеет целевой характер. Он распространяется на всю молодежь в возрасте до 23 лет и на пенсионеров. Выделена для льгот и особая категория — инвалиды I группы, сопровождающие их лица, а также все инвалиды с детства. Кроме того, в рамках региональной программы предусмотрено субсидирование авиаперевозок еще девяти направлений, расположенных в пределах Дальневосточного федерального округа.
В связи с господдержкой наметился всплеск интереса населения к полетам. В Росавиации подсчитали, что в течение года авиабилеты со скидками купят 769,5 тысячи пассажиров. Кроме полетов на Дальний Восток, в Крым и Калининград субсидируются еще 112 региональных маршрутов. В этом году общая сумма, выделенная на эти цели из бюджета, составляет 7,3 млрд рублей. К примеру, в Удмуртии льготная программа распространяется на девять направлений, среди которых Пенза, Самара, Нижний Новгород, Уфа. А еще за счет регионального бюджета субсидируются маршруты в Киров, Екатеринбург, Пермь, Казань и Бугульму.
Но речь пока не идет о сети маршрутов, существовавшей в советское время. Как считает гендиректор Ассоциации аэропортов гражданской авиации России и стран СНГ Виктор ГОРБАЧЕВ, для расширения географии полетов потребовалось бы восстановить сотни региональных воздушных гаваней. В России сегодня осталось 232 аэропорта — меньше, чем на Аляске. Причем программы субсидирования авиа-перелетов на состоянии наземных служб практически не сказываются. Эти средства приходят не в начале года, а ближе к концу лета, когда с учетом климатических условий страны их уже невозможно освоить.
Сокращение числа аэропортов продолжается, причем в основном за счет отдаленных районов, которые занимают большую часть территории страны. Эксперты подсчитали, что сегодня около 20 млн жителей Сибири вынуждены обходиться без услуг гражданской авиации. А ведь это еще и проблема безопасности полетов, поскольку на сотни километров нет аэродромов, куда бы мог приземлиться лайнер в случае форс-мажора. При этом в преддверии чемпионата мира по футболу 256 млрд рублей выделено на развитие аэропортов, в том числе на модернизацию объектов инфраструктуры. Но не поддается объяснению решение о строительстве в Шереметьево третьей взлетно-посадочной полосы, которая обойдется бюджету дороже, чем пресловутая «Зенит-Арена». По мнению авиационных специалистов, расширения объемов полетов там нет и не предвидится. Кстати, вот уже 20 лет в Великобритании обсуждается вопрос о строительстве третьей полосы в Хитроу, крупнейшем европейском авиаузле. Против насмерть стоят экологи, ведь ее эксплуатация принесет шум, загрязнение и, соответственно, ухудшит качество жизни местных жителей.
В общем, стоит порадоваться за компании, участвующие в программе субсидирования перевозок, как и за воспользовавшихся их услугами пассажиров. Правда, не за всех — тем, кто отрезан от Большой земли авиасообщением, остается только посочувствовать...