Меняется ли Куба? Чтобы ответить на этот вопрос, репортер «Труда» отправился на Остров свободы
Пять веков назад Колумб бросил якорь в изумрудной бухте и ступил на песчаный берег благословленного острова. Наш корреспондент прошел по следам великого мореплавателя, где встретил потрясающей красоты природу, никогда не унывающих кубинцев и знакомые с детства приметы развитого социализма, сохранившиеся здесь будто засушенными в гербарии.
На том самом месте, где высадился Колумб, сейчас рыбацкий городок Хибара. Звучит не слишком благозвучно, но это не смущает туристов, облюбовавших живописное побережье северо-востока Кубы. В последнее время любители морских прогулок, дайвинга и лангустов все чаще прибывают в эти края из Европы, в том числе из России.
Для наших людей есть прямой рейс «Аэрофлота» до Гаваны — всего-то 12 часов полета, ну и дальше еще автобусом до Ольгина. Возможен также бюджетный вариант с лоукостером Concor — тут пересадка, спартанский сервис, зато можно серьезно сэкономить, а заодно сбросить пару лишних кило перед выходом на пляж.
Но погоду на кубинских курортах пока делают не европейцы, а канадцы, которые летают сюда отдыхать — ну как мы в Сочи на уик-энд. Казалось бы, это довольно привередливый народ, а на острове не так много отелей, отвечающих западным стандартам комфорта. Зато есть другие преимущества. Например, по местным пляжам и городским улочкам можно бродить в гордом одиночестве и в любое время суток, не опасаясь за бумажник или камеру. Да и торговцы не хватают туристов за рукава, как в Турции или Тунисе, где вам назойливо норовят всучить какую-нибудь всячину.
Здесь, наоборот, блошиные рынки надо еще поискать. Резные фигурки, маски из дерева, бусы с браслетами из ракушек, кожаные сумочки и пейзаж на холсте работы старательного неизвестного мастера — вот, пожалуй, все, чем разрешено заниматься ремесленникам частного сектора. Тут с этим делом строго. Даже пойманную в море рыбу на рынок ни-ни — можно только съесть самому или сдать в заготконтору по фиксированной цене.
Да, Куба пока непоколебимо следует социалистическим путем, где торговля окончательно побеждена системой тотального распределения. Поэтому за пределами прибрежной зоны, где обитают интуристы, обычные государственные магазины и кафе вдруг напомнили мне уже полузабытые советские гастрономы и точки общепита.
Тут вообще будто садишься в машину времени и переносишься лет на 30 назад. Москвичи постарше помнят, как у нас наряду с рублями ходили чеки и на них в магазине «Березка» можно было купить все, что душа пожелает. На Острове свободы тоже есть песо для кубинцев и песо валютные — для туристов, привязанные к курсу доллара и евро. Последние стоят в 25 (!) раз дороже, зато открывают их обладателям практически неограниченные возможности.
Впрочем, есть и другие примеры, каким мы из своего капиталистического далека можем завидовать. На Кубе система государственного образования, где школьники и студенты за учебу ни копейки не платят. Здесь медицинские услуги, причем очень высокого качества, доступны для всех граждан независимо от должности и размера кошелька. На минуточку: это все на маленьком острове, где нет нефти и газа, а сама страна уже 60 лет под санкциями, в условиях экономической блокады и постоянного давления со стороны США.
Или вот такая деталь. Наш гид Раиса рассказала, что в местных отелях официанты и носильщики чаевые несут в общую кассу и делят потом между всем персоналом. И с этим тоже все строго, по справедливости. Коллективизм называется!
А еще удивительное признание я услышал от жителя Монреаля бизнесмена Эдуарда К., нашего соотечественника: «В Америке ты интересен только тому, кто хочет на тебе заработать. Если нет, то янки отвернется и моментально сотрет тебя из памяти. А на Кубе я встречаю людей, которые мне просто рады — искренне и бескорыстно».
Что удивительно, отсутствие денег в кармане не мешает кубинцам жить с улыбкой и устраивать праздники по разным поводам. Надо было видеть, как майским днем весь город Ольгин зажигал на карнавале. По главной улице бесконечным потоком двигалась ликующая толпа, где под ритмы сальсы и румбы кружились темнокожие красавицы с кавалерами в широкополых сомбреро. Пожалуй, наши записные парламентские блюстители морали Мизулина с Милоновым вряд ли бы одобрили чересчур откровенные наряды празднующей публики. Но в этой разношерстной процессии удивительно органично уживались фривольные танцовщицы, циркачи в шутовских колпаках, фаэтоны с портретами Че Гевары и пионеры, салютующие из кузова советского ЗИЛа.
А накануне в отеле «Плайя Пескеро», где некогда ленточку разрезал сам команданте Фидель, о перспективах туризма на Кубе говорил министр Мануэль Марреро Круз — и тоже был весьма убедителен, напорист и даже горяч. Впрочем, каким еще быть главе туристического ведомства на замечательном острове, где растут кокосы и манго, а купальный сезон продолжается даже зимой? Министр справедливо заметил, что дары природы грех не использовать для развития индустрии отдыха и процветания национальной экономики.
Кубинцы могут предложить гостям не только море и солнце. Вот, скажем, на восточной оконечности острова есть гора Эль-Юнке, или Наковальня, занесенная в списки Всемирного наследия ЮНЕСКО. Совершить подъем на плато, возвышающееся над желтыми хребтами и королевскими пальмами, мечтают любители альпинизма в разных концах планеты. Здесь же на побережье Баракоа — самый первый из основанных испанцами кубинских городов, ныне столица какао. Мы уже не удивились, когда услышали, что здесь шоколадную фабрику открывал «сам товарищ Че», а в местном соборе хранится деревянный крест Христофора Колумба — единственный сохранившийся из тех трех десятков, что неутомимый мореплаватель водрузил на открытых землях Нового Света.
Сегодня на Кубе снова ждут европейцев, уже в качестве инвесторов и туристов. Как ни странно звучит, но большая часть побережья и плодородных земель острова остаются неосвоенными, как и пять веков назад. Основных причин две — дефицит энергии и воды. Причем вторая вытекает из первой, поскольку без нее не опреснить воду для полива полей и садов. А сегодня почти все электричество вырабатывается на дизельных станциях и зависит от нефтепродуктов из дружественной Венесуэлы, где сегодня кризис и поставки сокращаются. У нас есть ресурсы и технологии, способные избавить Кубу от этой головной боли. А что? Очень даже выгодный обмен — на солнце, море и благодарность внуков барбудос.
На Острове свободы добро помнят. Мы встречали кубинцев, которые когда-то учились в Питере или Москве, приятно было слышать понятное без перевода «Вива Руссиа!» Но положа руку на сердце за последние десятилетия Россия, наш бизнес мало что сделали, чтобы вернуться на остров, который в советские времена называли непотопляемым авианосцем. А жаль. Он ведь таким — непотопляемым — и остался.
P.S. В мае на Кубе состоялась международная выставка «FIT Cuba», где были представлены достижения Острова свободы в сфере туризма. За приглашение на форум корреспондента «Труда» и помощь в организации поездки редакция выражает благодарность министерству туризма Республики Куба и советнику посольства Эдильберто Риверон Леон.