В ГМИИ имени Пушкина нашли шесть десятков итальянских скульптур из немецких музеев
Новость из разряда детективных: в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина обнаружены 59 итальянских скульптур из немецких музеев. Журналисты расценили ее как сенсацию и тут же заподозрили музей в попытке утаить сокровища. Так ли это?
На все подозрения ГМИИ ответил решительно: мол, читайте наш сайт, мы давно объявили о совместном с немецкими коллегами проекте «Донателло и Исчезнувший музей». Однако не хотим показывать вещи, пока работа не доведена до конца.
Да, на сайте ГМИИ в сентябре 2015-го появилось сообщение: «После ряда успешных совместных российско-германских проектов, посвященных археологическим памятникам бронзового века и эпохи Меровингов, ГМИИ объявляет о начале нового научно-исследовательского проекта: совместно с Государственными музеями Берлина». Цель его — возвращение в научный оборот хранящихся в собрании ГМИИ произведений Донателло и других скульпторов итальянского Возрождения, до Второй мировой войны находившихся в берлинском Кайзер-Фридрих-Музеуме (ныне это Музей Боде). Тогда же в Берлине была развернута выставка «Исчезнувший музей» — первый опыт рассказа о коллекции, утраченной в ходе войны.
Жаль, что эта информация прошла так тихо, ускользнув от внимания нашей общественности. Открытость всегда на пользу, несмотря на сложную ситуацию с перемещенными ценностями и давние споры вокруг проблемы реституции. Как объясняют в ГМИИ, официальный запрос из Германии поступил к ним совсем недавно. Зато теперь, впервые за долгий срок, между ГМИИ и Музеем Боде возникло полноправное и открытое взаимодействие, редкое в вопросе о перемещенных ценностях.
Итак, 3 мая во Флоренции на конференции «Из Берлина в Москву: итальянская скульптура XIV-XV вв., потери и находки» сотрудник ГМИИ Василий Расторгуев и его берлинский коллега Невилл Роули рассказали о своем межмузейном проекте и представили список 59 наиболее остро нуждающихся в реставрации скульптур.
Что же это за предметы? Речь о разбитых и обгорелых статуях и рельефах Вероккьо, Донателло, Пизано, Луки делла Роббиа и других мастеров Ренессанса. История их трагична. В конце войны власти Берлина спрятали эти и другие музейные ценности в многоэтажном бункере в парке Фрид-рихсхайн. Но уже когда боевые действия завершились, в бомбоубежище случился пожар и серия взрывов. Вероятно, так бойцы группы «Вервольф» в рамках операции «Нерон» исполняли приказ Гитлера уничтожить «все коммуникации, средства связи, промышленные объекты, объекты снабжения населения, а также материальные ценности»...
Сгорело более 400 крупных холстов, включая картину Караваджо «Святой Матфей и ангел» и восемь полотен Рубенса. Оплавились бронза и мрамор, более 400 терракотовых скульптур и ваз разбились на сотни фрагментов. Советские искусствоведы нашли в бункере пожарище метровой толщины, усеянное осколками. Вскоре археологи из Москвы произвели первичный разбор завалов, сложили предметы в ящики и отослали в СССР. В 1946 году неразобранные осколки привезли в Пушкинский музей, а затем отправили в спецархив Министерства культуры. В хранилище на территории монастыря в Сергиевом Посаде скульптуры пролежали до XXI века, пока не было принято решение о переводе архива в ГМИИ, где за многострадальную «Берлинскую коллекцию» наконец-то взялись специалисты.
По словам сотрудников музея, в 1958 году все из этого фонда, что было в хорошем состоянии, вернули в ГДР. В Мос-кве остались лишь вещи с тяжкими ранениями, которые в советское время было невозможно ни отреставрировать, ни выставить прежде всего из-за их трофейного статуса. Снять завесу тайны с перемещенных ценностей разрешили только в 1990-е. Первая выставка трофеев в ГМИИ стала поистине сенсацией. С тех пор в Пушкинском, Историческом музеях и в Эрмитаже показано уже многое, в том числе «Золото Шлимана», «Кипрская коллекция», археологический проект «Бронзовый век», полотна старых итальянских мастеров и французских импрессионистов. Последним открытием для публики стали картины Кранахов, тоже происходящие из Германии.
ГМИИ подчеркивает, что сейчас в вопросе трофейных художественных ценностей он максимально открыт, не прячет их, но реставрирует и показывает по мере сил. Речи же о возвращении произведений Германии ни в коем случае быть не может: так предписал закон РФ. Да и мир все более признает наши закономерные претензии к нацистской Германии, по чьей вине в годы войны погибло или было вывезено из СССР такое великое множество памятников архитектуры и искусства...