Почему воздушные хулиганы остаются безнаказанными
Вчера высоко под облаками разразился очередной скандал. Пассажирка бизнес-класса устроила дебош на борту лайнера «Аэрофлота», летевшего из Москвы в Токио. Подвыпившая дама бродила по салону, распивала со знакомыми спиртное, а в ответ на замечания пригрозила экипажу... судебным разбирательством. После чего наконец-то вернулась на свое место и уснула. «Так как пассажирка прекратила деструктивное поведение, — осторожно сообщили в авиакомпании, — то по прилете полиция не вызывалась». А зря. Потому что зарвавшихся авиахулиганов можно и нужно очень даже чувствительно бить рублем.
В Омске только что завершился процесс над авиадебоширом Виталием К., по вине которого прошлым летом рейс SU 5691 совершил экстренную посадку в аэропорту Красноярска. Суд принял беспрецедентное для нашей Фемиды решение: взыскать с буяна в пользу авиакомпании «Аврора» 150 тысяч рублей. Обычно подобные происшествия заканчиваются составлением протокола и мелким штрафом — как за обычное, земное хулиганство.
На рейсах российской гражданской авиации каждый год случается больше тысячи инцидентов с так называемыми неспокойными гражданами. И многие из этих происшествий несут не только неудобства и испорченное настроение авиапассажирам, но и потенциальную угрозу жизням. Вот, к примеру, недавно самолет «Аэрофлота» с 265 пассажирами на 20 (!) часов задержал вылет из аэропорта Тель-Авива. Столько времени ушло на составление протоколов и разбирательство с двумя буйными гражданами, которые начали выяснять отношения еще перед вылетом в Израиль. В итоге хулиганов с рейса сняли. Но вы только представьте состояние членов экипажа и пассажиров, которые прилетели домой почти на сутки позже.
Почему так происходит? Как это ни дико звучит, но участники пьяных разборок на борту фактически остаются безнаказанными. Российским законодательством дебош на борту трактуется как мелкое хулиганство, за которое предусмотрен штраф в размере от 500 до 5000 рублей или административный арест до 15 суток. Это если командир воздушного судна решится вызвать полицию и пойдет вместе со стюардессами в отделение разбираться с дебоширом. Вместо того чтобы махнуть на все рукой и отдыхать, успокаивать потрепанные в разборках с дебоширами нервы, не рискуя опоздать с обратным вылетом.
Как вообще в таких случаях должен себя вести экипаж? Вот что ответил наш эксперт, президент Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Валерий ШЕЛКОВНИКОВ:
— Есть протокол международной организации воздушного транспорта ИАТА, рекомендующий оформить заявление по поводу произошедшего на борту инцидента. Командир воздушного судна должен заполнить и подписать соответствующий документ на русском и английском языках. А дальше уже правоохранительные органы принимают решение в соответствии с законодательством конкретной страны, где произошел инцидент. Помню случай, когда один важный пассажир первого класса принял на грудь и начал выяснять отношения с соседями. Все это происходило на подлете к Праге, а в Чехии с подобными лицами не церемонятся. В итоге дебошир предстал перед судом и получил тюремный срок. К сожалению, не каждый экипаж проявляет принципиальность, заявления по поводу инцидентов оформляются редко — то ли не знают, как это делать, то ли просто жалеют свое время и нервы.
Судя по всему, на рейсе авиакомпании «Аврора» в соответствии с протоколом ИАТА действовал не только командир воздушного судна, но и стюардессы вместе с пассажирами. Затеявшего драку и рвавшегося к аварийному люку дебошира утихомирили, посадили в кресло и связали скотчем. А поскольку незапланированная посадка в Красноярске стоила денег и рейс с прибытием во Владивосток опоздал на два часа, то авиакомпания потребовала компенсировать материальные потери.
Сейчас в судах рассматриваются еще несколько подобных исков «Авроры».
Но это пока исключения из правил. Большинство авиакомпаний даже не пытаются доводить до суда инциденты на борту. Может быть, не верят в успех или опасаются волокиты — приговор по инциденту на борту рейса SU 5691 был вынесен спустя 10 (!) месяцев. А может быть, просто не хотят с дебоширами связываться, ведь среди них попадаются люди очень влиятельные. Как говорится, себе дороже...
Если же по большому счету, то заниматься усмирением хулиганов на борту должны не стюардессы с пассажирами, а правоохранительные органы. Они, к слову, не против взять на себя такую функцию. Два года назад МВД предлагало создать подразделение воздушных маршалов, которые станут выявлять и обезвреживать потенциально опасных пассажиров в аэропортах и непосредственно в самолетах. Такая служба впервые появилась в США еще в 1961 году. Причем до 11 сентября 2001 года агенты совершали только выборочные полеты, а после терактов в американском небе курсируют уже несколько тысяч маршалов. В СССР также существовала подобная служба, которая работала на 21 направлении, в основном на заграничных рейсах.
Однако наши законодатели скептически отнеслись к инициативе МВД, полагая, что овчинка выделки не стоит. Не нашла поддержки и законодательная инициатива по поводу «черных списков» пассажиров. Комитет Госдумы по транспорту предлагал наделить авиаперевозчиков правом в течение пяти лет отказывать в полете лицу, чьи действия на борту создавали угрозу безопасности полета либо жизни пассажиров. Пока авиакомпании по собственной инициативе составляют черные списки, но по закону они не имеют права отказать бывшему дебоширу в продаже билета.
В этом году ИАТА, объединяющая свыше 200 крупнейших авиакомпаний, предложила изменить текст Токийской конвенции 1963 года об инцидентах на борту, которые заставили экипаж прервать полет. Сегодня 40% гражданского воздушного флота находится в лизинге, и нередко место регистрации судна не имеет ничего общего ни со страной, где зарегистрирована сама авиакомпания, ни с юрисдикцией государства, где пришлось совершить вынужденную посадку. Нестыковка законодательства и правовая неопределенность приводят к тому, что в итоге воздушные хулиганы остаются безнаказанными, а авиакомпании терпят убытки. Сегодня изменение курса и вынужденное приземление обходятся перевозчикам от 10 до 200 тысяч долларов.
Можно не сомневаться, что в ближайшее время поправки к международной конвенции лишат дебоширов любой возможности уйти от ответственности. Вопрос в том, как скоро проблемой озаботятся наши законодатели.
А вот был случай
На этой неделе в московском аэропорту Шереметьево самолет развернули со взлетно-посадочной полосы из-за конфликта двух пассажирок. Драка произошла на борту лайнера, вылетавшего по маршруту Москва — Стамбул. Женщин сняли с рейса, одну из пассажирок доставили в медпункт. Задержка отправления самолета — около часа.
В марте двух пьяных пассажиров за хулиганство сняли с борта самолета, вылетавшего из Уфы в Москву. Перед вылетом самолета двое мужчин устроили дебош на борту. Командир отказался перевозить хулиганов и передал их прибывшим полицейским.
11 марта пять пассажирок бюджетной американской авиакомпании Spirit Airlines подрались в самолете во время полета. Две девушки решили послушать музыку без наушников. Другие попутчики выразили неодобрение, в результате чего завязалась драка.
3 марта двое французов подрались на борту самолета во время вылета в Париж из Пулково. Путешественники не поделили багажную полку для ручной клади.
В феврале стюардессы американской авиакомпании Delta Air Lines подрались в рейсе Лос-Анджелес — Миннеаполис.