ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЕЛАЕТ СТАВКИ

С 2007 года часть нефтедолларов пойдет на покупку высокодоходных акций иностранных компаний. Вице-премьер Александр Жуков заявил, что для начала на покупку акций пустят 10 процентов фонда, которые и составят стартовый капитал так называемого Фонда будущих поколений.

По данным Минфина, объем Стабфонда вырос до 1,926 млрд. рублей. В этой ситуации чиновники от радости потирают руки и строят планы, как бы лучше потратить "шальные" деньги. Ведь по бюджетному кодексу только 500 млрд. рублей считаются неприкосновенным запасом - на случай обвального падения цен на нефть. Глава Минфина Алексей Кудрин полагает, что трогать Стабфонд - нашу священную корову - нельзя ни в коем случае еще и потому, что он остается основным стерилизатором лишних для экономики денег. Словом, эдакое лекарство от ожирения. На предложения политиков пустить часть средств "заначки" на модернизацию производства и помощь бедным согражданам Кудрин предупреждает: в этом случае инфляция выйдет из-под контроля. Можно подумать, что аппарат УЗИ, купленный для убогой районной больницы, может повлиять на рост цен в стране.
Брешь в минфиновском упорстве пробил зам. руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин, который предложил через Фонд будущих поколений инвестировать деньги Стабфонда не только в гособлигации западных государств, но и в акции иностранных компаний. Мол, госбумаги дают лишь 2 процента прибыли, а игрой на бирже можно наварить намного больше. Инициативу поддержал вице-премьер Александр Жуков и глава Минэкономразвития Герман Греф. Мол, мы не хуже Норвегии, которая из своей нефтяной заначки без проблем зарабатывает на биржевых играх более 8 процентов от вложенной суммы. Авторы идеи утверждают, что заработанные средства в "долгосрочной перспективе" заменят доходы от экспорта сырья.
Независимые эксперты считают, что предложенная модель не выдерживает никакой критики. Если бы все было так прибыльно и надежно с покупкой акций, то почему предлагается потратить на эти цели только малую часть "кубышки"? А потому, что фондовый рынок по своей природе рискованное предприятие, где можно запросто вылететь в трубу. За примерами ходить далеко не надо: в понедельник все биржи развивающихся стран обвалились так, что держателей акций тех самых компаний, с которыми нам предлагают иметь дело, едва не хватил удар. Вот и Жуков признает, что "это более рискованно, но дает больший доход".
Кроме того, аналитики обращают внимание на присутствие значительных политических рисков. Ведь даже Минфин предлагает размещать резервные деньги в облигации западных государств, по странному совпадению входящими в НАТО. При этом как-то забывают, что эра милосердия наступит не скоро, о чем говорит печальный опыт целого ряда "непослушных" стран, деньги которых заморожены на счетах западных банков.
Анекдот в тему
Теперь все деньги Стабфонда, хранящиеся в акциях иностранных компаний, будут обналичены и поставлены на черное в одном из казино Монако. На вопрос, почему именно на черное, глава Минэкономразвития Герман Греф ответил, что на красное мы ставили уже более 70 лет и все неудачно.