Все ждали выступления нашумевшей российской группы "Тату", которая приехала в Ригу в ранге очевидного фаворита конкурса. Агрессивная уверенность девушек и их продюсера Ивана Шаповалова в своей победе, похоже, не на шутку разозлила аккредитованных в Риге журналистов - а это более 1000 человек из разных стран мира, включая Австралию и Новую Зеландию. Они, надо сказать, не жалели улюлюканий на репетициях и саркастических интонаций в своих изданиях, чтобы "опустить" популярную российскую группу. У "татушек" в этой ситуации выбор был невелик: либо устроить столь привычный для них и ожидаемый всеми скандал, взорвать, так сказать, на сцене "бомбу" очередным эпатажным выступлением - и тем самым поднять свою популярность на новую высоту, но уронить при этом честь России, чего бы им на Родине уже не простили... Либо стать паиньками-девочками, принять все правила и условия, которые продиктовали устроители "Евровидения" (в частности, не обниматься, не целоваться и вообще не нежничать друг с дружкой на сцене), - и победить за явным музыкальным преимуществом, перейдя тем самым в разряд "благонамеренных", "приличных" групп. Они выбрали второй путь, но пройти его до конца не смогли...
Отчасти виной тому - проблемы с голосом, которые начались у Юли Волковой сразу по приезде в Ригу. Ее всю неделю наблюдал врач-фониатор, Юля была вынуждена даже отказаться от генерального прогона, вызвав желчное неудовольствие прессы и нешуточную злость зрителей, которые купили на это шоу отнюдь не дешевые билеты. Но к финальному выступлению певица окончательно поправиться так и не сумела. Видно было, что на сцене девочки щадят себя, свои сорванные голоса - и оттого их выступление не прозвучало в полную силу - так, как звучало оно на репетициях. Плюс режиссер телевизионного шоу постарался подать номер российской группы в самом невыигрышном свете. Ни тебе крупных планов наших солисток, ни ярких акцентов и острых ракурсов: все было снято нарочито вяло, впроброс - так, чтобы выступление "татушек" не осело, не отложилось в памяти. Но даже несмотря на эти хитрости, очевидные каждому профессионалу, группа заняла высокое третье место - не столько, думается, благодаря этому конкретному выступлению, сколько своей всеевропейской популярности, которую, впрочем, теперь, после Риги, не стоит переоценивать...
Установка на скандал, благодаря которой взросли "татушки", кажется, стала в последнее время оборачиваться против самой группы. Эксплуатация педофильских, лесбийских и иных "пряных" мотивов не на шутку напугала общественное мнение ряда западных стран, в первую очередь, как ни странно, сексуально раскрепощенных. Они всего этого уже нахлебались по горло и, скорее всего, именно поэтому отказали "Тату" в своей поддержке. Великобритания, где группа "Тату" сорвала выступления на стадионе Уэмбли, вовсе не заметила российской группы, а Нидерланды, Швеция, Норвегия поставили "татушкам" самые низкие баллы. Зато выступления турецкой и бельгийской певиц, основанные на здоровых ценностях, пронизанные национальными мотивами, пусть и весьма бесхитростными, были встречены с понятным воодушевлением. Так что первое и второе места отошли Турции и Бельгии по праву. А России остается довольствоваться вполне почетной "бронзой".
Несмотря на всю противоречивость описанной выше ситуации, Первый канал в итоге поступил все-таки правильно, делегировав на конкурс самую раскрученную на Западе российскую группу. Была надежда завоевать "золото" и провести "Евровидение" на следующий год в Москве, интегрировав тем самым нашу эстраду в европейский, мировой контекст. Что ж, пока не удалось. Но второе место Алсу в 2000 году, третье место нынче - пули ложатся все кучнее вокруг заветной "десятки". И уже сегодня надо думать, чем будем удивлять публику в Турции, где ровно через год пройдет конкурс "Евровидение-2004". Английским языком, молодостью исполнителей, установкой на скандал субтильных нимфеток уже удивляли. Может, попробовать удивить русской статью, кокошниками и фольклорными мотивами? Авось, прозвучит свежо и ново?