ЧУКЧЕ НЕЛЬЗЯ БЕЗ ПАТРОНОВ

Наши три машины остановилась у чукотского села Инчоун. Задерживаться здесь надолго мы не хотели: до Уэлена, конечного пункта автоэкспедиции "Труда" (Москва - Якутск - Уэлен), оставалось 30 километров - несколько часов езды. А тормознули, чтобы полюбоваться необычной скалой Равуквун.

Похожа скала на голову великана - красивую и величественную. Грех такое чудо не сфотографировать. Колонну сразу облепили местные жители. "ЗИЛы" с московскими номерами вызвали огромный интерес. Ко мне подошел мужчина средних лет:
- Ты журналист? Мне надо с тобой поговорить.
- О чем?
- О нашей жизни.
Мужчина отвел меня в сторону и протянул руку:
- Зовут меня Николай Тымкылин. Я - охотник.
- Ты, наверное, хотел на кого-то пожаловаться, Николай?
- Нет. Жизнь у нас хорошая. Только одна беда - нет патронов. А охотник без патронов - уже не охотник.
- Но, может, Николай, ты сначала расскажешь, чем хороша ваша жизнь?
- Видишь, на гору тропинка ведет, рядом со скалой Равуквун?
- Вижу.
- А почему ее видно, знаешь?
- Нет.
- А потому, что мы по ней сейчас очень часто ходим. Зачем? С горы видно чистое море, без льда. А это значит, что там нерпа появляется. Как увидел, надо ехать на охоту. У меня вот и бинокль есть, чтобы нерпу высматривать. Много ее бывает. Я в старые времена, когда патроны были, по три нерпы за один раз привозил. А это килограммов 90 мяса. Долго можно о еде не думать, а просто кушать ее. Сейчас куда поедешь, даже если нерпу в полынье увидишь - патронов-то нет!
- Трудно на нерпу охотиться, - сделал я вид, что не услышал его замечания про нехватку патронов.
- Трудно не охотиться. Я с детства охочусь - мне легко. Тут надо иметь зоркий глаз, у меня он есть. Очень выносливым и сильным надо быть. Ведь нерпу убить можно легко, а вот дотащить ее домой - сложно. Тяжелая. Надо не курить, поменьше чая пить.
- Чем тебе чай-то помешал?
- Когда много пьешь, еще больше пить хочется. А на охоте где воду возьмешь - море? Оно соленое. Еще надо иметь хорошее оружие. Раньше у нас бригада совхозная была. Оленеводческая. Но и охотники при ней хорошо жили. Теперь оленей нет.
- Где же они?
- Когда совхоз развалился, хозяина не стало. Не стало и оленей. Одни одичали, других волки поели. Волков сейчас почти никто не стреляет - патронов мало. Жалко на них тратить. Вот и развелось много. Чтобы купить патроны, надо в районный центр, в поселок Лаврентия, ехать. Дорога туда и обратно стоит 1400 рублей. На патроны денег не остается.
- У тебя большая семья?
- Жена, четверо своих детей и двое чужих, но они тоже мои. У них родители померли.
- Как же вы живете?
- Море кормит, тундра кормит.
Жизнь у Николая Тымкылина, конечно, несладкая. Как у каждого чукотского охотника или рыбака. Древние чукчи были воинственным народом, и свои нынешние территории завоевывали копьем и луком. И теперешние охотники прекрасно владеют копьем, а точнее, гарпуном.
Для охотников самый ответственный сезон летом - по берегам и на островах появляются лежбища моржей. Их забивают, а туши прячут в мерзлую землю и хранят до зимы. Я попробовал мясо моржа. Можно есть, если зажмуриться.
- Николай, расскажи про охоту на моржей, - прошу охотника.
- Мы собираемся по нескольку человек. Обязательно надо иметь вельбот - большая такая лодка. Без него далеко не уплывешь. Разведчики выслеживают стадо. Подплываем незаметно и начинаем бить зверя гарпунами. Вот и все, - Николай замолчал - что еще говорить.
- Что же в охоте на моржа главное?
- Главное - попасть.
- А карабины зачем с собой берете, если гарпуном моржа бьете?
- Как зачем! Когда загарпунишь моржа, чем его добивать?! А сейчас, бывает, и не добиваем - патронов нет. Это плохо.
- Что же ты все про патроны да про патроны? - попробовал я остановить Николая. - Вот у вас в селе говорят о политических переменах в стране. Ведь избрали нового президента...
- Конечно, о политике мы тоже говорим - мы же россияне, хоть и чукчи.
- И как ты оцениваешь политику нашего государства?
- Политика - это патроны. Россия не туда патроны посылает.
- Как не туда?
- Нам патроны нужны, чтобы жить нормально. А их даже с гуманитарной помощью не дают. Если обеспечить чукотских охотников патронами, сколько проблем сразу снимется, многим людям жить станет легче. А патроны идут на Кавказ, в Чечню, и там люди убивают друг друга. Не надо туда патроны посылать, тогда и стрелять не будут...
Возразить против такой простой и мудрой логики охотника мне было нечего. Мы стояли на краю села, смотрели на тропинку, которая поднимается в гору рядом со скалой Равуквун. Подбежал запыхавшийся Серега Горячев, водитель нашей экспедиции. Он слышал наш разговор и успел сбегать к другой машине, где лежали патроны для нашего карабина. Серега протянул две пачки - 40 штук. Николай ахнул:
- Мне на целый год хватит...