
После попытки правительства Грузии вывести на свет «глубинные структуры», которые решают за грузин их будущее, «Грузинскую мечту» строго приземлили. Когда в парламенте в первом чтении приняли облегченную версию закона об иностранных агентах, в Тбилиси вспыхнули хорошо подготовленные многотысячные акции протеста. Правящая партия «Грузинская мечта – Демократическая Грузия» была вынуждена вскоре отозвать закон, чтобы нормализовать ситуацию. Но теперь ей еще предъявляют счет за подавление демократии. Похоже, главной целью уличных беспорядков было не просто сохранение системы материальной подпитки грузинской оппозиции, но и отстранение от власти правительства.
Действующая власть в Грузии рациональна и осторожна. «Грузинская мечта» старалась быть пай-девочкой: не дружила с Москвой, осуждала специальную военную перацию, соблюдала нормы Европейского суда по правам человека и шла в ЕС. Правительство Ираклия Гарибашвили старалось держаться в стороне от конфликта на Украине, оберегая свою безопасность и экономику. Это и вызвало недовольство Вашингтона. Посольство США в Грузии выкатило против премьера орудие крупного калибра – саму главу государства!
Саломе Зурабишвили вдруг выступила с резкой критикой правящей партии, которая и посадила ее в кресло. Президент Грузии не обладает реальными властными полномочиями, но своим статусом пользуется, оставаясь проводником западного влияния со времен, когда была иностранным послом в стране. «Грузинская мечта» сделала ставку на иммигрантку, которая воспитывалась и училась в США, а теперь следует подсказкам из Вашингтона. И вот по итогам событий Зурабишвили награждает участницу акций протеста против правительства Нану Малашхию медалью Чести «За проявленную твердую и активную гражданскую позицию в борьбе за европейское будущее Грузии». Но это еще цветочки!
Госдепартамент США объявил 5 апреля о введении санкций в отношении группы грузинских судей, названных «членами коррумпированного судебного клана» – Михаила Чинчаладзе, Левана Мурусидзе, Ираклия Шенгелия и Валерия Церцвадзе. Судьям и членам их семей закрыли въезд в США, а оппозиция попыталась протолкнуть в парламенте создание специальной комиссии для расследования коррупции в судебной системе. «Независимый орган» сомнительной юрисдикции должен был встать над конституционной судебной ветвью власти в стране?
Саломе Зурабишвили призвала грузин не дуться на старшего брата-США: «Давайте не будем обижаться… проанализируем, что и почему произошло, что нужно исправить». То, что американцы лезут беззастенчиво во внутренние дела Грузии, президент в упор не замечает.
Но официальный Тбилиси на этот раз не взял под козырек. Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили после встречи с членами Высшего совета юстиции в Верховном суде выразил поддержку всем судьям, отметив, что за время правления «Грузинской мечты» суд стал независимым от внешнего влияния. «Любое вмешательство или какое-либо воздействие на судей недопустимо», – заявил он. Правящая партия выступила против создания комиссии и отказывается проводить процедуру ее регистрации на заседаниях парламента. Как заявил председатель «Грузинской мечты» Ираклий Кобахидзе, блокируя голосование, большинство «выражает поддержку независимости суда и солидарность грузинским судьям».
Посол США Келли Дегнан разгневалась. Однако, по словам председателя «Мечты» Ираклия Кобахидзе, им требуются не эмоции от американской стороны, а доказательства. Парламентарии ему вторят: «Нельзя, чтобы стратегический партнер ставил нас в положение викторины и мы разгадывали ребусы». Но американцы не балуют строптивых «мечтателей» аргументами. Зачем? В подконтрольных СМИ идет обработка грузинской блогосферы в плане усиления недоверия властям и поиска альтернативных фигур в лидеры. Американские спецтехнологи не брезгуют фабрикацией статистики и рейтингов оппозиции. Антиправительственная риторика нескольких тысяч протестантов вдруг стала преобладать в Грузии, вполне демократически избиравшей «Грузинскую мечту». Главным ее прегрешением стал отказ от обострения конфликта с Россией.
Президент Саломе Зурабишвили с ее нулевой популярностью после визита в США и дискредитации своего правительства вдруг обошла по рейтингу IRI «неудобного» премьера Ираклия Гарибашвили – 48% против 43%. Нелишне отметить, что профинансировало столь «объективное» исследование - Агентство США по международному развитию (USAID). А программа британского Фонда предотвращения конфликтов и содействия стабильности и безопасности (CSSF) в Грузии, Абхазии, Южной Осетии, Армении, Азербайджане и Молдове предусматривает «противодействие дезинформации, распространяемой российскими СМИ и направленной на дестабилизацию обстановки в вышеупомянутых регионах».
Одно из представительств Фонда CSSF — по Северному и Южному Кавказу — располагается в Тбилиси. Координация работы Фонда осуществляется напрямую Советом нацбезопасности Великобритании под председательством премьер-министра. Годовой бюджет Фонда превышает миллиард фунтов. Эти деньги не проходят мимо активных грантопотребителей.
По отчетам британского минфина, в 2021 году объем прямых инвестиций Великобритании в Грузии составил 1,9 млрд фунтов стерлингов, а по данным ГРУЗСТАТ, из Великобритании в том же 2021 году поступило в страну 603,6 млн долларов. На какие цели пошла разница в полтора миллиарда фунтов? По оценке экспертов, скрытое финансирование поступило через каналы CSSF на поддержку «гражданского сектора» в Грузии — СМИ, НКО всех мастей, радикальных оппозиционных партий, молодежи «GEN Z». Интересно, что Лондон официально вкладывается в стремление Тбилиси в Евросоюз, откуда сам только с такими трудами выбирался…
Евросоюз подтверждает готовность в конце года рассмотреть вопрос о предоставлении Грузии желанного статуса кандидата, для чего призывает Тбилиси направить Брюсселю «позитивный сигнал». Верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель после встречи в Люксембурге с главой МИД Грузии решил, что из Тбилиси, разогретого близостью «статуса кандидата», самое время ковать что-нибудь послушное и антироссийское. Главный дипломат Грузии Илья Дарчиашвили уверен, что получил от Борреля главное – принципиальную поддержку европейской интеграции Грузии. Но озвучили ли министру весь прейскурант? Ведь для ускоренного вступления в евросемью нужно отказаться от суверенитета, а в качестве «позитивного сигнала» придется все же выгнать судей и выпустить Саакашвили из тюрьмы.