В Москве инсценировали «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева
В начале апреля в питерском кафе произошел взрыв и погиб блогер-пропагандист Владлен Татарский. Удивительно, но в те же дни в Москве в Боярских палатах «Театр Мастерских» показывал премьеру «Рассказ о семи повешенных» молодого режиссера Полины Синильниковой по повести Леонида Андреева о террористах. Все они, как и подозреваемая в убийстве Татарского Дарья Трепова, молоды – от 19 до 28 лет. И даже время года в повести почти то же, что сейчас – порог весны.
Восемь актеров играют сразу по несколько ролей. Например, Сергей Гурзо сначала предстает в образе «его превосходительства», в пижаме и с сеточкой на волосах. Это на него готовили покушение. Оскорбленный тем, что кто-то хотел прервать его жизнь в точно установленный срок – в час дня, министр горестно жалуется на это своим подчиненным (их роли исполняют все другие участники спектакля). Мысль о том, что так же будут знать о дате своего конца пять его несостоявшихся убийц, не приходит ему в голову.
Террористы в спектакле (их играют Дарья Коныжева, Ирина Кругман, Максим Теняков, Сергей Рогачков, Александр Недомолкин), как и у Андреева, выглядят очень светлыми. Даже испугавшийся Васька Каширин, который в тюрьме вдруг отчаянно стал бояться смерти и ходил, дрожа, по стеночке, закрывая лицо табуреткой и бормоча «схватят, повезут, повесят, обрежут веревку, отвезут, закопают». Конечно, то, что все они пытались сделать, и неправильно, и страшно: терроризм отвратителен по своей сути. Но эти молодые люди подкупают тем, что совершенно сознательно готовы проститься со своей жизнью ради блага других. Все они искренни, горячи и в последние часы трогательно поддерживают друг друга и товарищей по несчастью – «бытового убийцу» Янсона и отчаянного разбойника Цыганка (в его роли очень лихо выступил красавец Александр Мизев).
В этом спектакле, как ни странно, испытываешь сочувствие даже к тем персонажам, которые в книге Андреева вызывают неприятие. Например, к батраку Янсону, убившему хозяина и чуть не изнасиловавшему хозяйку. Денис Аврамов сыграл его таким жалким, убогим, так плохо говорящим по-русски… Раздумывающим, что он потолстел в тюрьме, а значит, стал похож на хозяина, и хозяйка теперь полюбила бы его. Это как же надо жить, чтобы потолстеть в тюрьме?!
Некоторые подробности жизни Янсона в деревне с помощью анимации показаны на небольшом экране над сценой. Большую часть спектакля на нем транслируется изображение тюремной кирпичной стены (кстати, похожей на стены Боярских палат) и окна. А в отдельные моменты демонстрируются фрагменты из фильмов «И все-таки я верю» Ромма, Хуциева и Климова и «Они никогда не станут старше» Питера Джексона, выглядящие здесь очень к месту. А еще в постановке много музыки, преимущественно отечественных композиторов. Поют терротисты на сцене и «Рабочую марсельезу» со словами «Царь-вампир пьет народную кровь, Ему нужны для войска солдаты».
Абсолютно душераздирающим оказался финал. Повешение показано так: обреченные подходят к полураскрытому окну на сцене, а после своих монологов шагают в него и пропадают. И вот вслед за читкой трогательного письма одного из казненных к родителям звучит музыка, и на экране возникают живые, молодые, веселые пять человек, бегущие по снежной лесной поляне с разных сторон. Они соединяются в одной точке и обнимаются друг с другом и, кажется, даже с министром. А потом подзывают Янсона, пугливо выглядывающего из-за дерева, и Цыганка, который тоже ждет, чтобы его позвали. Честно говоря, от слез в этот момент удержаться невозможно.
Остается добавить, что средства на постановку ее создатели собрали с помощью краудфандинга на платформе Planeta.ru, а возможность выступать в здании в центре Москвы получили благодаря конкурсу СТД «Поиск новых бояр». Кстати, на спектакль имеет смысл приходить за полчаса, потому что в фойе Боярских палат можно посмотреть интересную тематическую фотовыставку, посвященную Леониду Андрееву, с цитатами писателя, вроде: «Жертва – это страдание для одного и позор для всех».